Форум » Жизнь Пушкина » Лицей » Ответить

Лицей

Сверчок: Первый выпуск Императорского Царскоселького Лицея: 1. Бакунин Александр Павлович (1.VIII.1799 - 25.VIII.1862) - комната №42. Прозвище неизвестно 2. Броглио Сильверий Францевич (20.VI.1799 - 1820-е гг.) - комната №31. Прозвище: Маркиз, Граф 3. Вольховский Владимир Дмитриевич (1798 - 7.III.1841) - комната №11. Прозвище: Суворочка, Суворчик, Sapientia 4. Горчаков Александр Михайлович (4.VII.1798 - 27.II.1883) - комната №30. Прозвище: Франт, Дипломат 5. Гурьев Константин Васильевич (1800 - ок.1833) - комната №40, исключен в 1813г. 6. Гревениц Павел Федорович (17.V.1798 - 10.V.1847) - комната №16. Прозвище: Бегребниц 7. Данзас Константин Карлович (1801 - 3.II.1870) - комната №29. Прозвище: Медведь, Кабуд, Осада Данцига 8. Дельвиг Антон Антонович (6.VIII. 1798 - 14.I.1831) - комната №33. Прозвище: Тося, Султан, Мусульманин 9. Есаков Семен Семенович (1798 - весна 1831) - комната №37. Прозвище неизвестно 10. Илличевский Алексей Дамианович (28.II.1798 - 6.X.1837) - комната №17. Прозвище: Олесенька 11. Комовский Сергей Дмитриевич (1.VII. 1798 - 8.VII.1880) - комната №35. Прозвище: Лиса, Лисичка, Смола, Фискал 12. Корнилов Александр Алексеевич (28.IV.1801 - 5.VIII.1856) - комната №19. Прозвище: Сибиряк, Мосье 13. Корсаков Николай Александрович (1800 - 26.IX.1820) - комната №43. Прозвище неизвестно 14. Корф Модест Андреевич (11.IX.1800 - 2.I.1876) - комната №8. Прозвище: Дьячок-мордан (от фр. «mordant» - кусака), Модинька 15. Костенский Константин Дмитриевич (1797 - 13.XI.1830) - комната №36. Прозвище: Старик 16. Кюхельбекер Вильгельм Карлович (10.VI.1797 - 11.VIII.1846) - комната №38. Прозвище: Кюхля 17. Ломоносов Сергей Григорьевич (1799 - 13.X.1857) - комната №20. Прозвище: Крот 18. Малиновскиий Иван Васильевич (1796 - 10.II.1873) - комната №7. Прозвище: Казак 19. Мартынов Аркадий Иванович (1801 - 2.V.1850) - комната №34. Прозвище неизвестно 20. Маслов Дмитрий Николаевич (21.X. 1796 - 13.II.1856) - комната №18. Прозвище: Наш Карамзин 21. Матюшкин Федор Федорович (10.VII.1799 - 16.IX.1872) - комната №12. Прозвище: Федернелька, Голландец, Плыть хочется 22. Мясоедов Павел Николаевич (1799 - 3.ХI.1868) - комната №41. Прозвище: Меринос, Глупон, Мясожеров, Осло-Домясов 23. Пушкин - комната №14. Прозвище: Француз, Обезьяна, Егоза 24. Пущин Иван Иванович (4.V.1798 - 3.IV.1859) - комната №13. Прозвище: Большой Жанно, Иван Великий 25. Ржевский Николай Григорьевич (1800 - ХI.1817) - комната №9. Прозвище: Дитя, Кись 26. Саврасов Петр Федорович (1799 - 23.VII.1830) - комната №15. Прозвище: Рыжий, Рыжак 27. Стевен Фридрих Христианович (1797 - 1.VIII.1851) - комната №10. Прозвище: Швед, Фрицко 28. Тырков Александр Дмитриевич (1799 - 7.ХI.1843) - комната №32. Прозвище: Курнофиос, Курносый Кеп, Кирпичный Брус, Цап 29. Юдин Павел Михайлович (1798 - 28.I.1852) - комната №6. Прозвище неизвестно 30. Яковлев Михаил Лукьянович (19.IX.1798 - 4.I.1868) - комната №39. Прозвище: Паяс, Паяс №№200, Комедиант, Буфон

Ответов - 183, стр: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 All

marta: А что он мог?

Сверчок: А, действительно, что он мог? Что он мог, этот человек, называвший себя "лицейским старостой", а свой дом "лицейским подворьем"? Что он мог сделать для человека, чьё имя даже Модинька Корф причислял к бессмертным? Что он мог, когда внимательно разглядывал диплом рогоносца, который показывал ему Пушкин? Что он мог, зная о бретёрстве Пушкина? Я расскажу вот какую историю. Однажды при росписи Сикстинской капеллы Микеланджело решил отойти, чтобы взглянуть на роспись со стороны. Он пятился спиной по лесам и приближался к краю. Его ученик, поняв, что Микеланджело настолько увлечён разглядыванием росписи, что не замечает края, схватил ведро с краской и плеснул на только что сделанную гениальную роспись. Микеланджело в ужасе кинулся вперёд, чтобы защитить своё творение. Таким образом творение было уничтожено, но творец остался жить. Давайте эту тему, Марта, лучше перенесём в раздел лицеисты? А? Как Вы считаете?

marta: Да, конечно, так будет лучше.


Лепорелла: Жизнь Александра Сергеевича Пушкина всегда привлекала и будет привлекать к себе внимание миллионов почитателей гениального таланта. О жизни великого русского поэта написано немало книг. Как и прежде, они продолжают поступать в фонды Научной библиотеки ВГУ. Книги, которые будут представлены вниманию читателей, относятся к различным отраслям знаний (литературоведение, педагогика, искусствоведение), но тематически все они связаны с лицейским периодом жизни А. С. Пушкина. Поэзию Пушкина невозможно изучить вне обстановки Лицея и его времени, невозможно вырвать из той жизненной почвы, которая ее питала. Цель этого информационного обзора - представить последние издания из фондов Научной библиотеки ВГУ, которые не просто помогут изучить определенный период жизни и творчества, глубже понять его, но и позволят проникнуть в атмосферу повседневной жизни поэта. 1. «Педагогика Царскосельского Лицея пушкинской поры 1811-1817». Это историко-педагогический очерк, автором которого является ведущий специалист в области истории и теории педагогики Захар Ильич Равкин. Книга выпущена Московским психолого-социальным институтом и издательством «Флинта» в Москве в 1999 году. Существует довольно большое количество литературы о Царскосельском Лицее (воспоминания, описания). Но именно эта книга впервые дает профессионально-педагогические оценки деятельности Лицея. Она состоит из четырех глав. В первой и второй главах автор, используя в своей работе значительный документальный и литературный материал, рассматривает различные образовательно-педагогические вопросы: учебные планы и программы, учебный распорядок, правила оценки поведения и успехов воспитанников, при этом Равкин приходит к выводу, что Лицей пушкинской поры был передовым и даже новаторским учебно-воспитательным учреждением. Глава третья этой книги посвящена педагогическим взглядам и педагогической деятельности наставников Лицея (его первых директоров: Василия Федоровича Малиновского, Георга Энгельгардта, преподавателей ведущих общественно-гуманитарных дисциплин: Куницына, Кошанского, Кайданова и др.). Глава четвертая знакомит нас с духовными интересами и жизненными устремлениями лицейской ученической среды. Книга написана доступным языком и может быть адресована самому широкому кругу читателей. 2. Книга Светланы Давыдовны Руденской «Царскосельский Александровский Лицей 1811-1917» отражает более чем столетнюю историю этого учебного заведения. Она вышла в Санкт-Петербурге в 1999 году. Открывается издание статьей «Лицейский Пушкин». Весь материал в нем расположен в строго хронологическом порядке. Лицею пушкинской поры посвящен целый раздел, из которого вы сможете узнать об организации, открытии Лицея, его уставе, программе обучения, вступительных экзаменах и распорядке дня лицеистов. Эта книга позволяет познакомиться с биографиями лицеистов и наставников (директоров, профессоров, адъюнктов). В эту книгу впервые включены документы и материалы, которые не включались ранее из-за цензурных запретов. Обращает на себя внимание глава «Шесть лет соединенья», в которой рассматриваются музыкальное, поэтическое, художественное и другие виды творчества лицеистов, рассказывается о многочисленных рукописных журналах, издаваемых воспитанниками в свободное от классов время. 3. Книга «Жизнь Пушкина» это главный литературный труд русской писательницы и журналистки, общественной и политической деятельницы Ариадны Владимировны Тырковой - Вильямс, переизданный московским издательством «Три века истории» в 2000 году. Это издание представляет собой капитальную двухтомную биографию поэта. Работа над первым томом началась в 1918 году, а завершилась в 1929 году. Книга была хорошо встречена русским зарубежьем после ее выхода в свет в Париже. «Это не есть шаблонное жизнеописание Пушкина и не только его биография, более того - это есть прекрасное художественное научное воскрешение перед нами нашей национальной гордости, поэта и человека Пушкина». Так звучит отрывок из рецензии на эту книгу, появившейся в белградском «Новом времени». Том первый этого издания состоит из пяти частей, и охватывает период с 1799-1824 годы, и очерка Станислава Никитина о жизни Ариадны Тырковой - Вильямс. Часть вторая первого тома полностью посвящена лицейскому периоду жизни Пушкина. Из нее вы узнаете множество интересных подробностей и деталей о взаимоотношениях молодого поэта с другими воспитанниками, с их отзывами о своем товарище (кстати, среди них есть и откровенно нелестного характера). В своей работе автор исследовал также влияние литературных традиций и литературных течений начала XIX века на творчество молодого поэта, при этом явно прослеживается попытка проанализировать истоки творчества А. С. Пушкина. Остается лишь добавить, что второй том биографии был завершен в марте 1937 года. 4. «Пушкинский Лицей» Карла Яковлевича Грота печатается по изданию 1911 года санкт-петербургским агентством «Гуманитарный проект». Эту книгу автор-составитель посвятил памяти своего отца Якова Карловича Грота - выдающегося филолога и просветителя, который был не только выпускником Александровского Лицея, но и всю жизнь любовно собирал материала, связанные с Лицеем. Это издание представляет собой сборник документальных свидетельств (документальных записей и заметок, писем, сочинений, лицейских журналов) об интеллектуальной и душевной жизни, которая окружала Пушкина в Лицее, о той духовной атмосфере, которой он там дышал, о его друзьях и ближайшем окружении. Книга состоит из трех глав: «Лицей и его первенцы», «Литературные занятия первенцев Лицея», «Лицейские журналы». В приложении, помимо документов и материалов, касающихся первого курса, есть и выдержки из бумаг третьего и четвертого курсов. В приложение также вошли лицейские стихотворения и автографы Пушкина в собрании Якова Карловича Грота, отзывы наставников о первом курсе и указатель имен. 5. Еще одно издание, представляющее интерес не только для пушкинистов и поклонников великого поэта называется «Лица пушкинской эпохи в рисунках и акварелях». Это коллективный труд, над которым работали три автора Ю. М. Лотман, Н. А. Марченко, Е. В. Павлова. Основная часть книги - это альбом, который состоит из 196 цветных воспроизведений портретов и развернутых комментариев к ним. Цветная фотосъемка Артамонова. Все портреты представленные в альбоме находятся в фондах двух музеев Государственного музея Пушкина и Государственного литературного музея. В альбоме портреты расположены по хронологии, а не по алфавиту мастеров или изображаемых лиц. В альбом вошли работы лучших мастеров рисунка и акварели пушкинской поры: Ореста Кипренского, Карла Брюллова, Эдуарда Гау (всего 79 авторов). Больше половины портретов воспроизводится впервые. Эта книга посвящена светлой памяти Юрия Михайловича Лотмана, который начал писать вступительную статью к этой книге на тему «Пушкин и лицо эпохи». Однако смерть прервала труд выдающегося ученого. Две его ученицы (Киселева и Кузовкина) подготовили статью к печати на основе черновой рукописи, сохранившейся в архиве ученого. Помимо статьи Ю. М. Лотмана «Портрет. Природа жанра» в книгу вошли еще две искусствоведческие статьи (Н. А. Марковой и Е. В. Павловой) о развитии камерного графического портрета в первой половине XIX века. Далее следуют сами портреты и развернутые комментарии, которые дают возможность «портретам заговорить», причем портретные изображения рассматриваются авторами не только как произведения графического искусства, но еще и показывается жизненная роль каждого лица в контексте своего времени. Среди прочих портретов вы найдете в этом альбоме портрет Екатерины Павловны Бакуниной кисти Ореста Кипренского. Эта девушка была сестрой лицейского товарища Пушкина, она часто навещала брата и всегда приезжала на лицейские балы. Екатерина Павловна - первая юношеская любовь молодого поэта, к ней обращено более десяти стихотворений Пушкина. Вы также сможете увидеть портрет Ивана Ивановича Пущина из Государственного литературного музея работы Филиппа Верне, парный портрет барона Антона Антоновича Дельвига и его супруги Софьи Михайловны, рисованный с натуры, летом 1827 года, портрет барона Модеста Андреевича Корфа, выполненный Эдуардом Гау, вскоре после его назначения на пост директора Императорской Публичной библиотеки в 1849 году. Это издание снабжено списком литературы, сопровождается словарем художников и указателем портретируемых лиц, что во многом облегчает работу с ним. 6. Антология «Царское Село в поэзии» издана Фондом русской поэзии при участии альманаха «Петрополь». Составитель Борис Чулков (он же автор комментариев и примечаний к текстам произведений) при участии Николая Якимчука. В антологию вошли стихотворения, которые так или иначе связаны с Царским Селом, Лицеем, его основателями, наставниками и воспитанниками за период времени с 1750 (с благодарственной оды М. В. Ломоносова) по 2000 год. Среди прочих авторов, чьи произведения вошли в это издание, мы встречаем имена и лицейских друзей Пушкина - Вильгельма Кюхельбекера, Антона Дельвига, Алексея Иличевского, Петра Вяземского. В эту книгу вошло около двадцати стихотворений самого Александра Сергеевича Пушкина. В них поэт воспевает красоту садов и парков Лицея, («дубравы, где в тиши свободы встречал я счастьем каждый день»), с ностальгией вспоминая «лицейский шум, лицейские забавы» и «сердца первую любовь». Завершают это издание примечания, которые содержат в себе краткую информацию о поэтах, чьи произведения вошли в антологию и указатель достопримечательностей Царского Села - города Пушкина. [Обзор подг..зав.сектором просветит. работы Зональной НБ Воронежского ГУ Н.В.Свиридовой.]

Лепорелла:

Кочубеевна: А подписи, подписи-то к портретам?............

Сверчок: Повторяю: над портретами всё написано!))))))))))

Кочубеевна: А-а-а-а! Уздрела, уздрела. Кстати, о Репине - это ж этюд к картине, а не сама картина.

Лепорелла: Сударыня, я "тащусь" от Вас. (шутка 70-х). У Репина их таких две. Ту, что притащил на Форум, пришлось попросить специально для Вас - из одной частной коллекции.

Лепорелла: http://feb-web.ru/feb/lermenc/Lre-abc/Lre/lre-2171.htm

Кочубеевна: Лепорелла пишет: Ту, что притащил на Форум, пришлось попросить специально для Вас - из одной частной коллекции. Благодарю Вас, сударь. Но это именно этюд.

Лепорелла: этода

Лепорелла:

Лепорелла: «В первые годы царствования Александра I Царское Село было, как будто, забыто. Двор жил летом на Елагином острове или в Петергофе; только в 1808 году император обращает внимание на запустение Царского Села. Несмотря на все старания и административные меры предпринятые Екатериной город София не развивался и в 1808 году Александром I был издан Указ об упразднении отдельного города Софии и образовании "соединенного отныне города Царское Село или София", имеющего статус уездного. Во главе администрации отныне стоял управляющий городом. В его ведении находился небольшой штат правления, имевший в своем составе советников, секретаря, казначея, архитектора и канцеляристов. В 1817 г. Управляющим стал генерал-майор, участник Бородинского сражения Я. В. Захаржевский, снискавший на этом посту славу рачительного и требовательного хозяина. Захаржевский пользовался во многом правами гражданского губернатора и находился в должности рекордно долгий срок - 48 лет. При жизни его именем была названа одна из улиц. Начинается последняя стадия формирования дворцов и парков и значительный этап в развитии города по новому генеральному плану, разработанному архитектором В. И. Гесте. Благодаря интенсивным работам по реализации этого плана, руководил которыми Гесте совместно с В. П. Стасовым, Царское Село получило четкую регулярную планировку и основные здания, сформировавшие городскую застройку. Прогрессивные градостроительные начала плана Гесте заключались в его комплексности - он включал городское благоустройство, противопожарную охрану, водоснабжение. Ведущим архитектором Царского Села в это время становится Стасов. По его проектам возводятся Фрейлинские ворота и монументальные ворота "Любезным моим сослуживцам" в память войны с французами. В Екатерининском дворце после большого пожара в 1820 году Стасов создает ряд новых интерьеров. По его проектам также строятся несколько зданий за пределами парков в городе, так были капитально перестроены пришедшие в ветхость Большие оранжереи. По мысли императора Александра, в самом Большом дворце, во флигеле, построенном в конце царствования Екатерины для детей Павла Петровича, было учреждено новое высшее учебное заведение - Императорский Царскосельский Лицей. Четырехэтажное здание Лицея, возведенное в 1789 - 1792 годах по проекту Дж. Кваренги и П. В. Неелова между Церковным корпусом и Знаменской церковью, первоначально называлось Великокняжеским корпусом, потому что предназначалось для детей цесаревича Павла Петровича. Этим и объясняется его связь с церковным флигелем дворца переходом, опирающимся на три изящно прорисованные арки, перекинутые через Садовую улицу. Строгие классические фасады здания мастерски вписаны в дворцовый ансамбль. Тонкий продольный "французский" руст двух первых этажей, плавно округленные торцы здания, ниши для скульптуры и люнеты для барельефов - все это характеризует композицию фасада как раннеклассическую, несколько измененную в 1811 году, когда корпус был приспособлен В. П. Стасовым для размещения в нем лицея. Фасад четырехэтажного флигеля расчленен на два яруса горизонтальной тягой между вторым и третьим этажами. Это членение подчеркнуто портиком из четырех колонн коринфского ордера, равных по высоте двум верхним этажам. Два нижних этажа служат как бы цоколем верхних этажей. Парадный вход был устроен нетрадиционно - в закругленной торцевой части со стороны Певческого переулка. К высокому парадному крыльцу с обеих сторон вели ступени. Со стороны Александровского парка находился так называемый запасной ход. Постройкой этого флигеля завершилось формирование ансамбля Большого дворца. С 1811 по 1843 год во флигеле помещался Императорский Царскосельский Лицей, в котором с 1811 по 1817 год воспитывался А. С. Пушкин. В 1811 году по высочайшему заказу архитектор В. П. Стасов перестроил здание для размещения в нем учебного заведения. После реконструкции на первом этаже разместились комнаты наставников, лазарет и административные помещения. На втором - столовая с буфетом, Малый конференц-зал и канцелярия. На третьем - Большой зал, классы и библиотека. Залы Лицея просторны и нарядны, а торжественный Большой зал украшен росписями на античные мотивы. И это естественно: в истории и культуре Древней Греции воспитатели Лицея черпали примеры для молодого поколения. Четвертый этаж занимали комнаты воспитанников. Здесь, с окном на Церковный корпус, была комната А. С. Пушкина, имевшая номер 14.»

Лепорелла: «Литературный кружок образовался едва ли не тотчас по открытии лицея; участниками в нем были Дельвиг, Илличевский, Корсаков, князь А. М. Горчаков, барон М. А. Корф, С. Г. Ломоносов, Д. Н. Маслов, Н. Г. Ржевский, В. К. Кюхельбекер, М. Л. Яковлев. Литературные занятия кружка заключались, во-первых, в издании рукописных журналов, в которых члены помещали свои произведения, а во-вторых – в особенной литературной игре. Составив один общий круг, товарищи обязывали каждого рассказать повесть или, по крайней мере, начать ее. В последнем случае следующий за рассказчиком принимал ее на том месте, где она остановилась, и развивал далее; третий, в свою очередь, продолжал ее и т.д., пока повесть не приходила к окончанию. Дельвиг первенствовал на этой гимнастике воображения; его никогда нельзя было застать врасплох: интриги, завязки и развязки были у него всегда готовы. Пушкин уступал ему в способности придумывать наскоро происшествия и часто прибегал к хитрости. Раз он изложил восхищенным слушателям историю 12 спящих дев, умолчав об источнике, откуда почерпнул ее. Тогда же, в грубых, конечно, чертах, он передал две повести, им самим придуманные: "Meтeль" и "Выстрeл", которые впоследствии явились в "Повестях Белкина".»

Лепорелла: ДЕЛЬВИГ Антон Антонович (1798-1831) «Русский поэт, критик, журналист, лицейский друг Пушкина, барон А.А. Дельвиг родился 6 (17) августа 1798 года в Москве. Он происходил по отцу из старинного, но обедневшего рода лифляндских баронов, потомков рыцарей-меченосцев. К концу XVIII века семья Дельвигов настолько обрусела, что сам поэт даже не знал немецкого языка. Отец его был помощником коменданта Московского Кремля, по-старинному - плац-майором. Мать, Любовь Матвеевна, из рода русских дворян Красильниковых. На вопрос анкеты "сколько имеет во владении душ, людей, крестьян?" - наследник баронского титула после смерти отца чистосердечно отвечал: " Не имею". Начальное образование Дельвиг получил в частном пансионе в Москве и под руководством домашнего учителя А.Д. Боровкова, который привил ему вкус к русской словесности и отвращение к точным наукам. В октябре 1811 года г-н Боровков привез толстенького неповоротливого румяного Антошу Дельвига в Петербург, для поступления в открывающийся Царскосельский лицей. С 19 октября 1811 г. началась его лицейская жизнь. На вступительном экзамене он познакомился с А.С. Пушкиным; знакомство вскоре переросло в тесную дружбу. Учился он очень плохо, и его несколько нарочитая лень служила в кругу лицеистов вечным предметом добродушных шуток и дружеских эпиграмм. Из характеристики Дельвига, подписанной директором Лицея В. Малиновским: "Барон Дельвиг Антон, 14 лет. Способности его посредственны, как и прилежание, а успехи весьма медленны. Мешкотность вообще его свойство и весьма приметна во всем, только не тогда, когда он шалит или резвится: тут он насмешлив, балагур, иногда и нескромен; в нем примечается склонность к праздности и рассеянности. Чтение разных русских книг без надлежащего выбора, а может быть и избалованное воспитание, поиспортили его, почему и нравственность его требует бдительного надзора, впрочем, приметное в нем добродушие, усердие его и внимание к увещеваниям при начинающемся соревновании в российской словесности и истории, облагородствуют его склонности и направят его к важнейшей и полезнейшей цели". Из этой ценной, но несколько противоречивой, характеристики видно, как высоки были требования к лицеистам и сколь тонкие наблюдения велись педагогами за их развивающимися душами. О лени Дельвига в Лицее ходили легенды. Он сам поддерживал свою репутацию увальня-лентяя, задумчивого и рассеянного: Но был ли он ленив на самом деле? Едва ли. Скорее, это была манера поведения, темп жизни, усвоенный в детстве и перешедший в стойкую привычку. По воспоминаниям Пушкина, в лицее Дельвиг развивался медленно, не отличаясь способностями к наукам; однако леность и флегматичность сочетались у него с живостью ума и воображения, независимостью поведения и рано пробудившейся любовью к поэзии. Особенно близок в лицее Дельвиг был с А.С. Пушкиным и В.К. Кюхельбекером - друзьями на всю жизнь. Успехи Дельвига в изучении словесности отмечались учителями. Воображение Дельвига не знало границ. Часто лицеисты собирались по вечерам и рассказывали друг другу разные выдуманные истории о приключениях и подвигах. Пушкин позднее вспоминал в неоконченной статье о Дельвиге: "Однажды вздумалось ему рассказать некоторым из своих товарищей поход 1807 года, выдавая себя за очевидца тогдашних происшествий. Его повествование было так живо и правдоподобно и так сильно подействовало на воображение молодых слушателей, что несколько дней около него собирался кружок любопытных, требовавших новых подробностей о походе. Слух о том дошел до нашего директора (В.Ф. Малиновского, рано умершего, его сменил Е.А. Энгельгардт), который захотел услышать от самого Дельвига о его приключениях. Дельвиг постыдился признаться во лжи столь же невинной, как и замысловатой, и решился ее поддержать, что и сделал с удивительным успехом, так что никто из нас не сомневался в истине его рассказов, покаместь он сам не признался в своем вымысле". Дельвиг был очень начитан в русской литературе, превосходно знал немецкую поэзию, наизусть цитировал Шиллера. Вместе с Кюхельбекером и Пушкиным они заучивали наизусть оды и стихотворения Державина, Жуковского, Горация. Ранние литературные опыты Дельвига были удачны. "Первыми его опытами в стихотворстве, - писал Пушкин - были подражания Горацию. Оды "К Диону", "К Лилете", "К Дориде" были написаны им на пятнадцатом году и напечатаны в собрании его сочинений без всякого изменения. В них уже заметно необыкновенное чувство гармонии и той классической стройности, которой никогда он не изменял". Вскоре Дельвиг стал одним из первых лицейских поэтов. Он самым первым из лицеистов начал публиковаться, в 1814 году Дельвиг послал свои первые стихотворные опыты издателю популярного журнала "Вестник Европы" В.Измайлову. Патриотическая ода "На взятие Парижа" была напечатана на месяц раньше первого стихотворения Пушкина, без имени автора (за подписью "Русский"). Дельвиг сразу же твёрдо выбрал для себя путь литературной деятельности. В 1814-1815 годах он систематически помещает стихи в журналах "Вестник Европы" и "Российский музей". Особое влияние он уделял изучению русской литературы, по свидетельству директора лицея Е.А. Энгельгардта, знал ее лучше всех своих товарищей. Именно к Дельвигу, зная о его "дружбе с Музой" обратился Е.А. Энгельгардт с просьбой написать прощальную песнь для выпуска. Дельвиг просьбу исполнил, написал гимн Лицея (1817), который знали все, кому в разные годы довелось учиться в этом заведении.»

Лепорелла: Хор Шесть лет промчалось, как мечтанье, В объятьях сладкой тишины, И уж отечества призванье Гремит нам: шествуйте, сыны! 1-й голос О матерь! вняли мы призванью, Кипит в груди младая кровь! Длань крепко съединилась с дланью, Связала их к тебе любовь. Мы дали клятву: все родимой, Все без раздела - кровь и труд. Готовы в бой неколебимо, Неколебимо - правды в суд. Хор Шесть лет промчалось, как мечтанье, В объятьях сладкой тишины, И уж отечества призванье Гремит нам: шествуйте, сыны! 2-й голос Тебе, наш царь, благодаренье! Ты сам нас юных съединил И в сем святом уединенье На службу музам посвятил! Прими ж теперь не тех веселых Беспечной радости друзей, Но в сердце чистых, в правде смелых, Достойных благости твоей. Хор Шесть лет промчалось, как мечтанье, В объятьях сладкой тишины, И уж отечества призванье Гремит нам: шествуйте, сыны! 3-й голос Благословите положивших В любви отечеству обет! И с детской нежностью любивших Вас, други наших резвых лет! Мы не забудем наставлений, Плод ваших опытов и дум, И мысль об них, как некий гений, Неопытный поддержит ум. Хор Простимся, братья! Руку в руку! Обнимемся в последний раз! Судьба на вечную разлуку, Быть может, здесь сроднила нас! 4-й голос Друг на друге остановите Вы взор с прощальною слезой! Храните, о друзья, храните Ту ж дружбу с тою же душой, То ж к славе сильное стремленье, То ж правде - да, неправде - нет. В несчастье - гордое терпенье, И в счастье - всем равно привет! Финал Шесть лет промчалось, как мечтанье, В объятьях сладкой тишины, И уж отечества призванье Гремит нам: шествуйте, сыны! Прощайтесь, братья, руку в руку! Обнимемся в последний раз! Судьба на вечную разлуку, Быть может, здесь сроднила нас!

Лепорелла: «Профессорско-преподавательский состав был свободен в выборе методов работы. Однако строго соблюдался главный принцип обучения: лицеисты не должны были пребывать в праздности. Преподавателям запрещалось просто диктовать новый материал. Они обязаны были вести занятия так, чтобы никто из воспитанников не отставал в учебе. На слабо подготовленных педагоги обращали особое внимание, занимались с ними дополнительно. Все уроки, особенно в первые месяцы обучения, сопровождались отчетами учащихся в устной или письменной форме. Учителя не переходили к отработке нового материала, если кто то из лицеистов не усвоил предыдущего. По каждому разделу программы обучения были установлены определенные методические правила, которым строго следовали. Одна из главных задач лицейского образования состояла в том, чтобы развить умственные способности воспитанников, научить их самостоятельно мыслить. "Основное правило доброй методы или способа учения, — гласил устав, — состоит в том, чтобы не затемнять ума детей пространными изъяснениями, а возбуждать собственное его действие".»

Лепорелла: Я редко пел, но весело, друзья! Моя душа свободно разливалась. О Царский сад, тебя ль забуду я? Твоей красой волшебной забавлялась Проказница фантазия моя, И со струной струна перекликалась, В согласный звон сливаясь под рукой, - И вы, друзья, талант любили мой. Все ж песни вам от сельского поэта! Любите их за то хоть, что мои. Бог весть куда умчитесь в шуме света Все вы, друзья, все радости мои! И может быть, мечты моей Лилета Там будет мне мучением любви; А дар певца, лишь вам в пустыне милый, Как василек, не доцветет унылый.

Лепорелла: «После смерти в 1814 году первого директора лицея, В. Ф. Малиновского, лицей без малого два года состоял под управлением профессоров, которые поочередно вступали в директорство, мешали друг другу, беспрестанно ссорились между собою, и для обуздания их оказалось нужным поместить в звание сперва инспектора классов, а потом и директора, военного человека аракчеевской школы, отставного подполковника С. С. Фролова, принявшегося за дело круто, чисто по-фельдфебельски, но скоро уволенного и оставившего после себя массу шутовских воспоминаний. Весь этот период, до назначения директором Е. А. Энгельгардта, Пушкин называет временем анархии, а другие его товарищи – междуцарствием. Преподаватели, в свою очередь, на второй же год спустили рукава: Куницын начал ограничиваться требованием буквальной выучки своих тетрадей, и его упрекали вообще в наклонности к ленивому, апатичному существованию. Кошанский, читавший древние языки и русскую словесность, в первый год увлекал слушателей своими беседами о великих образцах древности и тщательно поправлял упражнения учеников в слоге, но на второй год запил и совсем бросил преподавание. Математик Карцев, будучи от природы юмористом и видя общее нерасположение к математике воспитанников, занимался на уроках выслушиванием лицейских анекдотов и остроумною болтовнёю. Добродушный и слабый Галич, заменивший Кошанского, до такой степени был оседлан своими воспитанниками, что допускал устройство тайных студенческих попоек в отведенной ему в лицее аудитории.»



полная версия страницы