Форум » Жизнь Пушкина » Донжуанский список » Ответить

Донжуанский список

Сверчок: Донжуанский список Пушкин написал в альбом к сёстрам Ушаковым. Что это? Зашифрованная исповедь? Шутка? Злая-добрая? Если шутка, то какова в ней доля этой шутки? Надо ли его расшифровывать?

Ответов - 147, стр: 1 2 3 4 5 6 7 8 All

atlana: "Моя женитьба на Натали (это, замечу в скобках, моя сто тринадцатая любовь) решена", — сообщает Пушкин в своем письме. Ничего себе! Это шутка, примета времени или отражение комплекса неполноценности?

Сверчок: atlana пишет: сообщает Пушкин в своем письме Именно что в письме, а не прилюдно, чтоб все услышали. Хотя почта Пушкина перлюстрировалась, и Александр Сергеевич, конечно, об этом знал. Поэтому неизвестно, говорил ли он это только своему адресату или рассчитывал ещё и на чьи-то въедливые глаза. А уж то, что это письмо станет достоянием широкой гласности и академических изданий, он, наверное, и подумать не мог! Поэтому напишите, пожалуйста: письмо Пушкина - кому вы цитируете, и каким образом оно было адресовано: через частные руки или по почте. А там разберёмся, что значит сто тринадцать. atlana пишет: Это шутка, примета времени или отражение комплекса неполноценности? Что от чего отражается, уточните, пожалуйста.

atlana: Мне кажется, само по себе составление "донжуанского списка", коллекционирование женщин - немног странно. Мне кажется, это может говорить о том, что мужчина не уверен в себе, и хочет доказать себе и всему миру, как он любим женщинами =)


Арина Родионовна: А нет ли у вас ощущения, что это была шутка для поддержания имиджа. А потом, Пушкин ведь был очень влюбчив - африканская кровь! Вполне верю, что он действительно был влюблён столько раз. Темперамент! Это, правда, не означает, что со всеми этими дамами он спал.

Сверчок: Арина Родионовна пишет: Это, правда, не означает, что со всеми этими дамами он спал. Да и времени бы не хватило! Ухаживать, захаживать, обихаживать, прихаживать, а между всем этим ещё и ездить из города в город, обедать, гостить, отдыхать, спать. А ещё и писать: стихи, статьи, письма. Времени почти не остаётся! По-моему, Александр Сергеевич изрядно пошутил. Над всеми. И над нами в том числе.

Дон Гуан: Няня, во времена Пушкина, по- моему, процесс ухаживания ваапстче был сильно осложнен...Так шо в любве Пушкин был лодыр!!! Я знаю человека, который свою первую сотню разменял еще в школе! Правда, гениальных стихов он не писал - было некада!)))

Арина Родионовна: Дон Гуан, вы бы лучше стишки почитали, ознакомились с творчеством собратьев! Тем более, что у меня в том разделе к вам вопрос. А что касается осложнённого способа ухаживания... Мой прадед говаривал, когда в моду вошли мини-юбки: "Вот теперь мужик пошёл хилый, без фантазии. Раньше барышня из кареты вышла, щиколоточка мелькнула - поле для фантазии! А нынче всё уж заголили, а в журналах пишут, что многие из них ничего не могут!" Не знаю, в каких журналах было написано про мужскую несостоятельность, но в остальном я согласна. Фантазия - адреналин - стихи! Этого достаточно, прямой контакт необязателен.

Дон Гуан: Нянечка, но тада списог был бы персон на нескока тысяч!! Ибо, я полагаю, АС вносил в него только неким образом реализованную любовь, ибо какой же он тогда донжуанский?! Сублимация вещь полезная... но как же живое общение?))) А фантазию мы тренируем - пытаемся под миниюпкой естчё и душу разглядедь...

Сверчок: Дон Гуан пишет: тада списог был бы персон на нескока тысяч!! Некогда, некогда! Дон Гуан, перечитывайте свои предыдщуие сообщения!

Арина Родионовна: "Я хочу эту женщину... видеть счастливой..." написал один поэт, не помню кто, то ли Кафка, то ли Мериме. А что касается души под мини-юбкой, то Вас жестоко обманули. Душа располагается в другом совершенно месте. И ещё. Я искренне верю, что Дон Жуан (Гуан) был одним из любимых героев Пушкина. И, очевидно, как любой творец, он себя с ним в чём-то отождествлял, или некие свои черты ему вложил. Но всё-таки, написал:"Татьяна - это я!" А про Дона Жуана ничё такого, насколько мне известно, не писал.

vladimir.rp@mail.ru: Дамы и господа! Про женщин, про любовь можно болтать, кк гвртся, бесконечно. Нельзя ли - что касается АС - поконретнее (есть же и серьезные исследования этой трогательной темы). И, пожалуйста, без выламывания рук и дверей...

Арина Родионовна: Да, есть серьёзные исследования, мы на них, собственно, и ссылаемся в самом начале темы. Это, к примеру, исследование Губера. Но,я так понимаю, те, кто отвечает в этом подразделе, с этой книжкой, равно как и с фотокопией списка знакомы. Поэтому и позволяют себе вольности. Вы уж простите нас, неконкретных. Конкретика за кадром, ибо она всем, кто до сей поры писал, известна. Но вы, Владимир (надеюсь, не Дубровский), можете попросить администратора форума и он выдаст Вам исходные данные книг, сносок, ссылок и т. д., а также объяснит Вам, как записаться в Ленинскую библиотеку. Удачи!

Владимир: Vladimir...ru, привет!

Сверчок: vladimir.rp@mail.ru пишет: И, пожалуйста, без выламывания рук и дверей... Не совсем понимаю, кому выламываются руки и кто хлопает дверьми?))) Или вы имеете ввиду тех, кто ведёт Пушкина, т.е. пушкино-ведов? Увы, я не пушистик-пушкинист. Я - один из тех идиотов, которому дорог Пушкин. Что касается донжуанского списка, то загляните, пожалуйста, сюда. На сайте, посвящённому творчеству А.С.Пушкина есть и донжуанский список с т.н. расшифровкой. Мой же вопрос обозначен в начале этой темы. Представьте себе, что Пушкин находится у сестёр Ушаковых. Возможно, у поэта есть матримониальные планы касательно одной из сестёр (догадайтесь - какой?:))). И вот он во всеувидение записывает имена женщин, которых любил. Так что это?

vladimir.rp@mail.ru: Бравада, право. И - ничего более.

Владимир: В любом случае, цифра - не точна. Ну 100, ну 1000... еще туда-сюда. А так - просто ерунда!

Сверчок: vladimir.rp@mail.ru пишет: Бравада, право. Думал я и над этим. И не праздно, надо сказать, думал. Донжуанский список - часть пули, которая влетела в живот Пушкина на Чёрной речке. Если хотите, разъясню...

Владимир: Меланхолик по утрам бывает мрачен, так что обойдемся, уважаемый Сверчок, без ликбеза. С уважением, Владимир из Пушкинского СПб, Коломна.

Дон Гуан: Было бы крайне интересно!

Сверчок: Дон Гуан, вечерком разъясню, сейчас куча работы.

Дон Гуан: Я тут подумал: раз есть донжуанский список Пушкина, почему бы не быть пушкинскому списку Дон Жуана?!)) Нада, пожалуй, начадь составлять... Размещу-ка его в объявлениях!))

Сверчок: С нетерпением жду!

Дон Гуан: Боюсь, на него уйдут годы... Первые две сотни вспомнил, с грехом пополам...

Арина Родионовна: Вспомнил, так чё не разместил? Где они, первые две сотни? Или они уже перевели деньги на тайный счёт?

Дон Гуан: Сначала - коммерция, а уш патом в бессмертие семимильными шагами!)) Вдрук кто надумаед?))

Сверчок: Обещал разъяснить относительно "части пули". Разъясняю. Особливо Дон Гуану. Существует человеческая ответственность перед своим Гением. Дано - неси. Но взлетая в выси небесные, человек не умеет опускаться на землю. Он падает вниз настолько же, насколько взлетел. Пример - Блок. Он не умел заземляться, он падал глубоко вниз. И однажды, когда земля над ним захлопнулась октябрьской революцией, он задохнулся. От молчания. В 1918-м году Николай Гумилёв, читая лекцию балтийским матросам, ответил на вопрос "Что помогает писать стихи?" так: - Вино и женщины. Понятно, что после этого Гумилёв лекций больше не читал. Но он был прав: вино, и женщины, и мужчины - заземляют, возвращают с небес на землю. Но здесь возникает парадокс: как пишу - так не живу. "Проповедуемое" и "содеянное" имеют разнонарпавленные векторы, и человек живёт на разрыв. Недаром сложился образ творческого человека как развратника, пьяница и т.п., и этот образ оправдан его творчеством. Но жить на разрыв - не сердца, а души - противу инстинкта самосохранения. Рано или поздно (обычно поздно) человек приходит к тому, что необходимо соответствовать своему Гению. Кто-то выбирает наипростейший путь, как Бодлер, Рембо, когда начинают писать так, как живут. А кто-то пытается жить, как пишет. Пушкин подошёл к этому пониманию. И дуэль была как очищение. И она не являлась ни самоубийством, ни средством мщения по сути своей. Пушкин не хотел жить и не хотел умереть, он отдал себя на Волю Господню. И Пушкину всё вернулось: пулей в живот, чкть выше паха. И в те сорок шесть часов, что ему были отпущены перед смертью, он преобразился. Протоиерей Пётр Дмитриевич Песоцкий, исповедовавший Пушкина, был потрясён этой исповедью. Вот эти - сорок шесть часов, когда пуля сидела в раздробленном крестце, и когда Пушкин-поэт и Пушкин-человек совпали, и совпали навечно.

Владимир: Хочется помолчать. Хочется затаиться. Но не хочется скит-ать-ся! В тему, но - сбоку: сын только что дал посмотреть шикарные (Полиграфия!) большеформатные альбомы-проспекты ... Большого Каньона (10 последних дней июля провел в USA: работа у него такая, стажировочка "обломилась"). Мамочка моя родная (можно и по-рязански)! И сразу опять больно стало: Пушкина эти/те с... никуда не пускали ("сволочь людская"). Я с Вами глубоко согласен. Т.е. "ух-лу-бляю": АС вынужден был внутренне "скитаться", не имея (при его-то жажде жизни!) дозволения скататься на месячишко - ну, хоть в тот г... Париж (Петр Великий пишет из 2-ой европейской поездки: Париж ... французы ... стоит у них поучиться ... впрочем, "Париж воняет"). Господи, да нашему доброму-да-молодцу хватило бы той вони на 50 лет с гаком для счастливой (семейной?) жизни. И "дураков" стало бы у него поменьше, и "дороги" как-нибудь справились. За него - обидно. За нас сегодняшних - стыдно (у Тарковского в "Солярисе" диагноз человечеству был верно предъявлен). Ну, махнул бы АС в Италию - и "отогрелся" бы на всю оставшуюся. "Не положено, с... сын! Сидеть!"

Дон Гуан: Спасибо! Совершенно супротив моего понимания, но тем не менее..))

Арина Родионовна: Спасибо, Сверчок! всё исчерпывающе точно! Жаль только одного: нельзя ничего повернуть! А как хотелось бы, блин!

Онегин: Cверчок, а вот я возражовываю!!! Катся мне, что вовсе не потому он пошел на эту дуэль. Не из-за дам и нужды в самоочищении... Есть одна мысль, но утомить не хотелось бы... Если кому-то эта тема еще интересна, я продолжу. Как-нить.

Сверчок: Интересна!

Онегин: Так... Излагаю свою ошибочную точку зрения. У него в конце жизни стихи все были под стать лермонтовским: "я пережил свои желания, я разлюбил свои мечты", "пора мой друг, пора" и т.п. Мне кажется А.С. к этому периоду жизни дошел до точки, после которой он потерял нить - смысл своего дальнейшего пребывания здесь. А уже за тридцать, и уже то, чем он писал (от существительного, а не от глагольного инфинитива) свой донжуанский список работает не так, как лет 10 назад ("еще лет пять иль семь, и веки сморщась почернеют") и те радости, которые приносили удовольствие перестали его приносить, плюс, видимо, все это совпало со временным поэтическим кризисом... Вот... Тогда он решил на удивление для себя рационально подойти к нахождению нового смысла - жениться. Как говорил Миронов "сЕмью делать надо". Надеялся обрести смысл в детишках, копошащихся на коврике, домашних оладьях и прочих обычных радостях. Но и тут не повезло... Он понял - что и это не то, что ему нужно. И Дантес лишь помог ему это понять. Не в изменах (настоящих или вымышленных) дело. Даже не в белокурой бестии. Просто он использовал это своей предсказание о бестии, как повод поставить, наконец, точку. Путь босоного долгожителя Толстого был явно не про него. Я всегда по этому поводу шучу, что ему надо было в Тибет уйти. Он бы там со своим неземным потенциалом стал был просветленным в одночасье Но это уже мои тараканы

Арина Родионовна: Значится так! Так значится! Договорились! Для всяческих ВЕРА-отступников сообщаю: открой записки и письма Жуковского, написанные в тот момент, когда он разбирал бумаги, оставшиеся от Пушкина. Мне почему-то кажется, что человек, имевший смелость (ум, провидчество, волю и т. д., нужное подчеркнуть, отсутствующее внести) подписать портрет коллеге-сопернику "Победителю-ученику от побеждённого учителя", может быть выслушан с вниманием. Так вот: Жуковский пишет всем, кому может в это время написать, что его потрясло сколько и какого таланта и новых, к сожалению, теперь уже недостижимых высот, произведений он обнаружил в бумагах. Черновики, наброски, неоконченные произведения, то, что мы читаем сейчас после всех оконченных в собрании сочинений. Пишет Жуковский о Пушкине, что талант его только развивался и приобретал новые грани. Может, всё ж таки поверим неплохому поэту Жуковскому? Или так и будем:"В Тибет! В Тибет! В Тибет!" Грозна я сегодня! Вот.

Онегин: Да, грозна, но не по сути... Планы, идеи есть у любого творца. Были они, конечно, и в изобилии, у победившего ученика. Было бы странно, если бы их не было! Кризис - это немного больше, чем отсутствие новых идей. Это потеря смысла и мотивации их воплощать. Вот о чем я. А с Жуковским мы не спорим... Хоть и побежденным.

Сверчок: Онегин пишет: Это потеря смысла и мотивации их воплощать. Была, была. Он открывал окно в Россию, Что Пётр в Европу прорубил.

Онегин: Нет. И не об этом я, Сверчок. Не о миссии его... О внутренней мотивации. Госпожа Нестерова, одна из умнейших дам Европы как-то сказала: "хуже всего, когда утром просыпаешься и не понимаешь, зачем!?" Не в том смысле зачем это другим - зачем это тебе самому! "Он пережил свои желанья"

Онегин: Кстати, я-то выпил примерно в шесть по вашему. В шесть дня. А вы?

Владимир: "И каждый образ, и предмет, И каждый звук - какой-то бред. Порой, далеко, точкой черной, Газель, иль страус, иль верблюд Мелькнет на миг - и пропадут" В Тибет!.. Привет, тебе, Тибет!

Онегин: Лучшая строчка в этом стихотворении "... какой-то бред"

Владимир: Это же предчувствие почти что ... Хармса энд Ко. Спасибо за (живой) отклик. Добавка: "Пирамимда, еще пирамида, И еще, и еще, - на широких стопах Опершись, поднялися высоко..." Глупость полная, но наивность Мея - трогает.

Сверчок: Онегин пишет: Не о миссии его... О внутренней мотивации. А разве миссия - не внутренняя мотивация? Когда у человека существует миссия Предназначение (а Предназначение возникает тогда, когда человек принимает его, поэтому миссии есть у всех - востребованные и невостребованные, вторых больше, и, может это и к лучшему), то здесь уже работают совершенно иное взаимодействие с миром. Вот и получается, что Тоска - уже не тоска, Любовь - уже не любовь, Обед - это не обед. Всё гораздо крупнее и с большой, наполненной смыслами, буквы. Исчерпался ли Пушкин к концу жизни? Не думаю. Взять хотя бы Марио Фальеро, дожа венецианского, и можно понять о ходе творческой мысли Пушкина в то время. Существовала тупиковая (на первый взгляд) ситуация с Дантесом-Геккерном, и её необходимо было разрешить, потому что эта ситуация стала образом того, что мешало двигаться дальше. И она - разрешилась. И Пушкин пошёл - дальше. Нет у истории сослагательного наклонения, но если бы Пушкин был бы жив - Пушкин, освобождённый от тяжести света и пленённый лёгкостью Света; Пушкин, снова сосланный; Пушкин изгнанный; Пушкин, сбежавший из России - он бы продолжал писать в залоге Евангелия. Его тема - Свобода. Как свобода может закончиться? Никак. Её могут лишить, но она не исчезнет. Мотивации на внешнем уровне - существовали. Но Пушкина не отпускали - царь, долги, жена. И Александр Сергеевич со всем бешенством искал выход. Как можно искать выход без мотивации? Если бы её не было, то Пушкин бы - сдался. Сел и сложил руки. О Гоголя бы споткнулся. Но ведь не сел, не сложил рук, а поднял одну - Правую - с пистолетом - на Дантеса. И дуэль разрешила все вопросы: царь-свет-зависимость - не смогли лишить его свободы; царь оплатил ВСЕ долги - и Пушкин и от них освободился; жена - невинна. Он сделал - всё. И стал свободным. И в тот миг, когда стал свободным, когда обстоятельства, мешающие творить, отошли далеко-далеко, появилось новое дыхание немотивированного творчества. Но это дыхание совпало с дыханием смерти. Потому что - донжуанский список. Потому что - сифилис и новые стихи. Потому что - «Гаврилиада». Потому что - «рукопись продаётся». Потому что Пушкин бы не изменился. Хотя мне кажется, что преобразился бы. Как сказал Лавуазье: «Ничего не меняется, но всё преображается».

Арина Родионовна: Онегин пишет: Не в том смысле зачем это другим - зачем это тебе самому! "Он пережил свои желанья" Честно говоря, Онегин, я не вижу ни одного, как сказала бы госпожа Нестерова, "факта внешней биографии", который подтверждал бы ваши слова. Не знаю, может, чего.

Владимир: Мсьё О. Оно, конечно, так... Но, с др. стр... не так, т.е. однозначно. Если угодно, объяснимся. Кризис назревал и - накрыл П. Но: полнота жизни человеческой, со всеми втекающими-вытекающими проявляется (если личность на это решается, и хватает сил) в эти самые периоды внутренней э(ре)волюции. Главное - не пасовать! Пойти добровольно на изменение (в рост), философически принять свою судьбу и настойчиво (м.б. и яростно) решать проблему выбора: стать свободным или просто ... течь. Вопрос серьезнейший: рано или поздно - настигнет каждого. Возвращаясь к П., подозреваем, что "все у него м.б.б. хорошо": силы есть, ума хватает, дерзновенности не занимать и т.д. и т.п. Кабы к этому (внутреннему) еще и Удачи, то и могла бы - ведь не исключено! - свершиться глобальная перемена в его (внешней) жизни. Апостериорная вероятность мала, но не 0 же!.. "Один в поле не воин" - м.б. в этом трагедия того момента и самого П.? [Скоро осень... Перечитайте, пожалуй, Розанова. Он Вас, думаю, успокоит своим оригинальнейшим ворчанием.] С уважением, Владимир

Дон Гуан: Вот читаю я вас и думаю -ПРИ ВСЕМ УВАЖЕНИИ!- ну и дураки же вы все! Занудство ужасное!! Вынужден признать, что умеренный фатализм нашего Онегина выглядит более реальным. Разве сами никогда не теряли Смысла - с большой ли, с маленькой ли буквы? Не все ли равно в этом внутреннем опустошении - яду ли выпить, шагнуть в Мойку ли, в Фонтаку ли, под пистолет? Без пафоса и патетики, с той страстью и с тем остервенением, которое одна смерть может подарить человеку.

Сверчок: Нет.

Владимир: Смерти, к сжлн, бывают разные. Ну ... Базарова, к примеру. Почти весь роман молодцом держался. И - лопух... А Иван Ильич?.. Все. Приношу извинения, достаточно. В том-то и фокус, что у Пушкина ЭТО было сделано (им) гениально. "Седьмая печать" (опять же, к примеру) Бергмана - как Вам (можно не отвечать).

Арина Родионовна: Гуанишше, это вечная тема для спора(что-то там было у муравьях, в сравнении со звёздами). У нас просто разные точки зрения на майонез. А, как говорила ещё одна умнейшая женщина Европы, Цыганкова Т.В., начиная леционный курс по этике и эстетике: "О вкусах не спорят, но все люди, всегда, спорят только о вкусах!" Мы все считаем себя правыми. Мы же всё равно приватизируем любимых людей. Если мы любим Пушкина, то мы, вольно-невольно, от большой любви, но всё-таки вкладываем (ВСЕ!!!) в его голову свои представления. Увы и ах, на то мы и живые люди! Здорово, что мы умеем делать это без мордобития! Вообще-то мне наши переписки напоминают большую прекрасную кухню советских времён, где можно было про всё перетереть!

Дон Гуан: А вот туд и вазразить нечего.. Опять пришла Няня и испортила хорррошую намечавшуюся драку..))) Сверчку: НЕТ!!.. - отличный эпиграф!!)) Толька рифмуется так себе..))

Арина Родионовна: Извини, Гуанишше, но няня для того и существует, чтобы предотвращать детские драки!

Дон Гуан: Да я ни ф абиди! Драцца-то и нихателазь... Фсе патроны извёл на местных дантесовнах..))

Арина Родионовна: Ты поаккуратней там, с дантесовнами. А то ведь прибежишь потом ховаться в децкаю.

Онегин: Ответ сразу обоим. Всей Сверкающей Няне в двух лицах. Я опираюсь только на его стихи. Я могу ошибаться. Не настаиваю. То, что написал Сверчок очень красиво, романтично, но то ли я недопонял, то ли и вовсе мне этого не дано - оно не отрицает того, что я говорю. Впрочем, только при условии, что понятие миссии и мотивации личной мы не объединяем в одно. Христос знал о личной миссии, прекрасно знал, но не за недостающей ли мотивацией (в косвенном смысле слова) он ходил в Гефсиманский сад? Нет, прости меня Сверчок, это разные вещи. Но спорить больше не буду. Мне эта тема перестала быть интересной. Я понял главное, Пушкина каждый воспрринимает сообразно с собой. И это объяснимо. Точка.

Дон Гуан: Мая п воля, я п из децкой выходил тока ф спальню, чтоп пополнить децкую))) Нуничо, займуся этим вапросам))

Арина Родионовна: Мсье Дон Гуан! Для того, чтобы пополнять "Децкую" в тех промышленных размерах, о которых вы в подтексте говорите, надо, чтобы в спальне было хотя бы 30 барышень детородного возраста! Разные сроки беременности, роды et cet, а то процесс остановится!

Дон Гуан: Да лана! Тут еще и сам процесс важен)))

Владимир: Предлагаю расшифровку (няня, чрт пбр, для тебя спесиально): ... каждые четыре спок[т.е. по д-у Споку] недели чередуются с четырьмя АМурными... Таким образом, следуя теории П., получаем ... 27 ... нет ... 28 ровно ... суток. Няня.

Арина Родионовна: Владимир пишет: Таким образом, следуя теории П., получаем ... 27 ... нет ... 28 ровно ... суток. Няня. 28 суток вам понадобились для лунного календаря?Дон Гуан пишет: Тут еще и сам процесс важен))) Так процесс-то не всегда возможен при наличии беременности. Сохранение, фигение. Либо противозачаточные, но "децкая" тогда пополняться не будет! Я ведь о работе, чтоб не убывала, а то уволят ещё...

Дон Гуан: Ну, беременность редко кому мешает)) А вот работа - да! Если жизнь излишне деловая, функция слабеет половая))

Сверчок: Если жизнь излишне половая, функция слабеет деловая.))

Арина Родионовна: Дон Гуан пишет: А вот работа - да! Если жизнь излишне деловая, функция слабеет половая)) Мосье, вы, видно забыли, что я, всё-таки, няня! мне важно, чтобы детская пополнялась. А при достижении половой зрелости детскую покидают, и это уже не ко мне! Онегин пишет: Я понял главное, Пушкина каждый воспрринимает сообразно с собой. И это объяснимо. Точка. Для меня, лично для меня, очень важно найти всё-таки ту границу, где ты ещё удерживаешься в ситуации: Пушкин и я, а не переходишь в ситуацию: я и Пушкин. На самом деле, удержаться очень тяжело, особенно женщинам. Так и хочется брякнуть: да я-то лучше знаю! Откуда? Интуиция! А её ведь не представишь, тем более, у каждого своя!

Александр: atlana пишет: "Моя женитьба на Натали (это, замечу в скобках, моя сто тринадцатая любовь) решена", — сообщает Пушкин в своем письме. Ничего себе! Это шутка, примета времени или отражение комплекса неполноценности? Конечно Пушкин шутил,тем более вспомните:это он сказал Вере Федоровне-женщине, и конечно же не подсчитывал. Тут расчет на удивление собеседницы.. сто+13-ая ( а 13 -число то еще). Тут и бравада, желание перевести в шутку,ведь и не надеялся он на согласие маменьки Карса(как он звал Н.Н. по названию неприступной турецкой крепости), но вместе с тем заключает "решена"-значит это говорится уже в апреле 1830 - го. Возможно Пушкин и себя пытается взбодрить: сухое письмо о cобственной благонадежности от Бенкендорфа получено,чего же более. Пушкин этим "113-ая" хочет еще намекнуть,что тут все также как и раньше, любовь такая же как прежде,ничего особенного. Однако на карту тогда ложится все: залог полученной пожизненно Кистенеки,будушего,будушего детей,только бы получить ее,бесприданницу, в жены -это шаг,шаг серьезный.

Арина Родионовна: Александр пишет: Конечно Пушкин шутил,тем более вспомните:это он сказал Вере Федоровне-женщине, и конечно же не подсчитывал. Тут расчет на удивление собеседницы Согласна. А та и уши развесила, т.е. ожидаемый эффект - налицо!

Сверчок: На интересную мысль Вы натолкнули меня, Александр!.. Благонадёжность. Человек влюблённый склонен к честности. Любовь без честности - уже не любовь. Может быть, Пушкин пишет в альбом Ушаковым свой «донжуанский список», тем самым говоря: «Вот сколько ради тебя одной»? Что касается сто тринадцатой любви, то это расчёт не только на эффект, по части которых Пушкин был мастер (вспомните заготовленную реплику Бенкендорфу по поводу, на кого написано «На выздоровления Лукулла»), но и на то, что передадут. И передали. Видите? В веках осталось. И сто тринадцать - честно - во всеуслышание - для монарших слуховых глаз, чтобы заявить: «Вот сколько, ради одной. Я - благонадёжен». Маленький штрих, деталь. Может быть, неверно. Но почему бы и нет?

Александр: Да, возможно Пушкин как раз и хотел такой огласки. Ведь сам говорил: "Я человек публичный, а это еще хуже, чем публичная женщина". На него устремлены сотни глаз,все ждут новостей о Пушкине.

marta: Многие документы были сожжены по воле их владельцев. Строгановский архив утонул в море, Ек.Ник.Ушакова велела сжечь свой архив, и Александрина тоже. Но разве можно эти имена ставить рядом со Строгановым и Полетикой?

Андрей: Хотя Строганов был морганатическим отцом Полетики, между этими двумя личностями "дистанция огромного размера". Большой дипломат, убежденный патриот, общепризнанный человек чести и утончённый аристократ, конечно, Пушкина за его развязность и хамство недолюбливал. Но таким мерзавцем, как его дочь, он не был. Думаю, даже в истории с похоронами поэта его ключевое участие было не тщательно продуманным шагом, а искренней помощью осиротевшей - где-то и по его вине - семье. Строганова всё же можно за многое уважать, это несомненно.

Александр: Строганова обвиняют в том, что именно он посоветовал Геккрну вызвать поэта. Насколько это достворверно? Кто знает...Главное,что преследовал старый(хотя и не очень: "старичка подавайте"....45 лет старичку)барон - потом, если что случится, у него будет влиятельный свидетель, которому поверят... И поверят в то, что у Геккернов иного пути, как не драться, просто не было.. С тем же рачсчетом голландский посланник посетил и Нессельроде.

Андрей: Сань, ты решил надо мной подшутить, разъясняя роль Строганова? Ну-ну, я тебе обязательно это припомню. )) А какое же ещё заключение должен был сделать граф как специалист в дуэльных делах, увидев страшное письмо Пушкина? Вот и сказал Строганов Геккерну всё как есть. Старый барон за тем и потащился к нему сразу же после получения письма.

Александр: Строганов скорее всего выслушал Геккерна, прочитал письмо Пушкина, и уж когда услышал о желании Геккернов направить картель - одобрил его, и человек Григорий Александрович был, если не жадный (оплатил похороны бедного родственника), то скуповатый(как ловко он все состояние Е.И..Загряжской после ее смерти в 1842 году прибрал к рукам), аристократ до мозга костей, а вот супругу его шпионкой предствить в бондарчуковском фильме-это было бы вернее,чем его самого.

Андрей: Ну, скуповатый - это не совсем верно. Хваткий - это да. Иначе не занимал бы такие посты и такое положение в обществе. А с письмом дело было немного не так. Строганову его прочли вслух, граф сказал: стреляться. Геккерн очень не хотел поединка, ибо четко понимал: в любом случае дуэль закончится крахом и для его миссии в России, и для карьеры Дантеса. Вариант решения вопроса у Геккерна был такой: взять Пушкина под стражу за оскорбление полномочного представителя коронованной особы. Старый барон очень просил Строганова найти ещё какое-нибудь решение проблемы, но граф совершенно жёстко сказал: такое изощренное, в последней степени вызывающее оскорбление можно смыть "по понятиям" только кровью. И это была для того времени чистейшая правда - к сожалению. Строганов сказал Геккерну то, что и должен был сказать.

marta: цитата из Сверчка: "Донжуанский список Пушкин написал в альбом к сёстрам Ушаковым. " "Донжуанским" этот список был назван с легкой руки П.Д.Киселева, брата будущего мужа Ел.Ник.Киселевой-Ушаковой

Лепорелла: Андрей сокрушается: ...такое изощренное, в последней степени вызывающее оскорбление можно смыть ... только кровью. И это была для того времени чистейшая правда - к сожалению... Человеческий род мельчает - к сожалению. В России интеллигенция, а на Западе - аристократия, приходят к своим "закатам". Так что безумный Ницше (вместе с "ретроградом" К.Леонтьевым и "пессимистом" О.Шпенглером) оказывается прав... Смертельная дуэль Пушкина - это Трагедия, но и Преображение также. А для плебса, заметьте, это комедия. "Примеряя" всю эту жуть на себя, маленький глупый человек пугается и - начинает истерически хохотать: "Ну и Пушкин, ну и сукин сын [дурак т.е.]. Я б этого голландского шпика к стенке припёр, а он бы откупаться стал. С долгами бы, б.., покончил... [Машину купил бы]... Вроде умный, а выходит дурак." Ну, так от дурака и слышим. Позор оскорбления, Андрей, всегда и везде смывалось кровью. В житейском мире есть только: кровь-любовь, деньги-власть, еда-постель. Земля вся кровью пропитана. Потому - и плодоносит. Это Закон, который, как известно, суров... Я - против убийства, но - за дуэли.

Лепорелла: Но кроме "низа" есть же и "Верх"! Так что Святость, Дружбу, Долг, Честь... - никакие академики всех российских Академий вкупе никогда не отменят. Хотя бы потому, что есть ещё и Наука, Исскуство, Культура... Вера, Надежда, Любовь и мать их София. С искренним уважением к Вашей действительно завидной информированности и Вашим очевидным талантам. Успехов и ... Удачи.

Лепорелла:

Арина Родионовна: Волшебно! А так дивно начали - с донжуанского списка. Сверчок, тут всех надо в "не по теме"

Лепорелла: Любовная лирика Пушкина (и ее адресаты) - это сюжет особый и по-своему бесконечный. В совокупности она представляет собой и род поэтической автобиографии поэта, и обобщенную философию любовного чувства, и аналитическое его исследование. В любовной поэзии Пушкина четко выделяются стихи-посвящения, имеющие точный адресат, иногда прямо названный поэтом, и лирические исповеди, за которыми угадываются конкретные биографические реалии (об адресатах таких стихотворений идут порой бесконечные споры исследователей). Для большинства пушкинистов очевидно, что в своей любовной лирике Пушкин был предельно автобиографичен. Любовь была тем чувством, которое он переживал как непосредственный опыт, сиюминутный, живой. Это интуитивно ощущали почти все исследователи, тяготевшие не к обобщенно-философическому, а именно к биографическому прочтению его любовных поэтических грез. Исповедально-биографический фон пушкинской лирики имеет свои объяснения, как нам кажется, в присущей поэту эмоциональной импульсивности и подвижности, исключающей рассудочность, с истинной поэзией несовместимую. Но свойство поэзии, в ее высшем, пушкинском, звучании состоит в способности сообщать "впечатлениям бытия" вечный, универсальный смысл. То, что пережито и запечатлено гением, становится достоянием человечества. Любовная тема в этом смысле особенно благодатна, поскольку она представляет воплощение в высшей степени универсального, и в природном и в историческом смысле, человеческого опыта, обладая неким вневременным содержанием. Сама лирика в мировой литературе рождается из осмысления и выражения чувства любви. Пушкинский вклад в историю мировой любовной лирики в этом смысле уникален, хотя и не оценен в должной мере из-за принципиальной "непереводимости" Пушкина. Его поэтический мир выстроен на игре и сверкании именно русского слова. Первой и наиболее важной, на наш взгляд, особенностью этой лирики является ее широчайший культурно-исторический контекст. Любовное переживание поэта, будучи запечатлено поэтически, невольно облекается культурными и литературными ассоциациями, которые включают его в этот контекст. Ранние эротические эмоции Пушкина облекаются в анакреонтические одежды, и эта античная декорация придает им оттенок природной естественности и красоты. Гармонизированная европейской галантной поэзией античная эротика возвышает чувственное влечение до поэзии. Здесь важна даже сама подчеркнутая безличность анакреонтических стихотворений, воспевающих саму женственность под условными именами. Любовно-эротические эмоции Пушкина часто оформляются узнаваемыми культурными декорациями или ассоциациями, то восточно-экзотическими, то мистически-религиозными, то культурно-эстетическими. Это характерно для наиболее совершенных образцов его любовной лирики: "Я помню чудное мгновенье", "Гречанке", "Под небом голубым страны своей родной", "Мадонна" и др. В совокупности своей любовная лирика Пушкина обладает и некоей универсальной психологической проблематикой, в основе которой, как нам кажется, ощущение времени. Дело в том, что поэт тонко чувствовал возрастную психологию любви. "Любви все возрасты покорны" - это открытие новой проблемы. Само движение его любовно-эротических эмоций от ранних лицейских стихотворений к лирике 1830-х годов - это есть иллюстрация возрастных ликов любви. Поэтому во времени разворачиваются основные лирические сюжеты: первая встреча - счастье обладания - разлука (даже смерть). Так развиваются сюжеты Ризнич, Воронцовой, Собаньской. Важна и психология конкретных эмоций и состояний: первой влюбленности, ревности, чувственной страсти, любовного страдания. Поразительно, что у Пушкина неизменно в итоге преобладает интонация, которую он сам определил - "и чувства добрые я лирой пробуждал". Он умел быть благодарным любой женщине, подарившей ему любовь. В его поэзии раскрываются бесконечно разнообразные лики любви: обнаженная чувственность, минутное влечение, романтическое томление, любовь-тщеславие, любовь-мука к женщине несовершенной, благоговение, ревнивая тревога. Именно это объясняет выбор названия данной книги - "Наука страсти нежной" - поскольку лирические сюжеты Пушкина выстраиваются в своеобразную поэтическую энциклопедию любви, на создание которой претендовал и античный поэт, подсказавший Пушкину саму формулу, - "наука страсти нежной" - Овидий. И в жизни и в лирике любовные сюжеты у Пушкина складывались нередко драматично и даже парадоксально. Три возлюбленных в одесский период, и каждое чувство искренне и пылко. Три (а может, больше?) возлюбленных в Тригорском. Пять возлюбленных в 1828-1830 году (Оленина, Ушакова, Закревская, Собаньская, Гончарова). Как-то он спародировал знаменитый список, который разворачивает перед ошеломленной Эльвирой слуга Дон Жуана Лепорелло, и исследователи до сих пор рассматривают его как документ. Но список явно неполон, потому что в нем 37 имен, а Наталью Николаевну Пушкин шутливо назвал своей сто тринадцатой любовью. Чувствовал ли себя Пушкин Дон Жуаном? Да, если иметь в виду того Дон Гуана, которого он сделал героем "Каменного гостя". Дон Гуан всякий раз влюбляется впервые и при этом хранит благодарное воспоминание о каждой женщине, которая дарила ему любовь. Дон Гуан открыт сердцем для любой, но по-разному. Он не повторяется и именно поэтому способен любить двух, трех одновременно. Это тоже своеобразная ипостась протеизма, особой восприимчивости, которую можно отвергать с житейских позиций, но которая у гениев, подобных Пушкину, получает эстетическое разрешение. Поэтому в многообразии любовных посвящений следует искать не доказательства непостоянства Пушкина, а его умение переживать любовь в тех пределах, какие обыденному сознанию недоступны. Это отклик на красоту, это вечная свежесть эмоций, это потребность возрождения, которую пробуждала в нем прежде всего любовь. В этой книге сделана попытка представить все известные адресаты любовной лирики Пушкина, имея в виду границы между "поэзией" и "прозой", эстетическим и житейским. Адресация любовных стихотворений Пушкина - это достаточно сложная научная проблема, к которой до сих пор не определился единый подход. В ряде случаев, когда поэт сам в той или иной форме "адресовал" свои стихотворения, проблемы не возникает. Но в большинстве своем любовная лирика поэта требует очень осторожного и корректного прочтения, совмещения биографических и временных контекстов, конкретных реалий. В книге по возможности учтены все уточнения и изменения адресаций, которые были сделаны в последние десятилетия, и все сомнительные ситуации оговариваются. Книга построена как серия очерков, посвященных женщинам пушкинской эпохи. Единственным критерием отбора была сама поэзия Пушкина, т. е. наличие посвящения, увековечившего ту или иную героиню. Поэтому, к примеру, в книге нет очерка, посвященного Д.Ф. Фикельмон, о которой так много писали пушкинисты. К сожалению, ей поэт не посвятил ни одной поэтической строки. В очерках по возможности учтены работы всех предшествующих исследователей, и это отражено в библиографических сносках. В ходе работы явственно выявилась фрагментарность, недостаточность многих архивных данных, но восполнить пробелы можно только многолетними усилиями больших творческих коллективов. Автор выражает глубокую благодарность подвижникам-пушкинистам, покойным и ныне здравствующим, кропотливый и вдумчивый поиск которых дал ему возможность предпринять попытку обобщить накопленный более чем за полтора столетия. Нина Забабурова зав. кафедрой теории и истории мировой литературы Ростовского госуниверситета, доктор филологических наук, профессор

Натали: Знаю, что вышла эта книга, но, к сожалению, не читала. Не мог бы уважаемый Лоперелла поделиться впечатлением от прочитанного? Слышала, что в кругах "традиционных" филологов эта книга не нашла одобрения.

Лепорелла: Саму книгу я тоже не читал (просто не попадалась), но авторское предисловие к ней (см.: Отправлено: 21.10.07 02:16) скорее заинтересовывает, чем отвращает. В ожидании книги можно посмотреть в Инете другие работы Забабуровой - все они о Пушкинской поэзии и "ее адресатах". Относительно "традиционных" филологов - можно ответить словами Вольтера: "Все жанры хороши, кроме скучного!" Пусть "скушные" люди читают "скушные" книжки, а мы (как и Мандельштам) будем "только детские книги читать..." Не могу удержаться - привожу полностью (1908 года, т.е. Поэту - 17 лет!): Только детские книги читать, Только детские думы лелеять, Всё большое далёко развеять, Из глубокой печали восстать. Я от жизни смертельно устал, Ничего от неё не приемлю, Но люблю мою бедную землю, Оттого, что иной не видал. Я качался в далёком саду На простой деревянной качели, И высокие тёмные ели Вспоминаю в туманном бреду.

Натали: Спасибо за чудное (ударение на первый слог) стихотворение. Думаю, что в 17 лет такая "усталость" от жизни понятна... Хотя по поводу детских книжек можно поспорить. Возвращаясь к Пушкину и к публикациям Н.В. Забабуровой скажу, что ее статьи я знаю и даже доводилось с ней общаться и не только по пушкинской теме. Она удивительный человек. Свою книгу "Адресаты...." она писала используя не опубликованные ранее письма и др. источники. Причем не только на русском языке.

Лепорелла: Вот. Потому что человек! Интересный! Хороший!

Натали: Если получится, попытаюсь заинтересовать ее форумом

Сверчок: Будем ждать, Натали! Я рад, что после долгого молчания Вы, наконец, заговорили.

Натали: Все-то Вы замечаете, дорогой Сверчок.

Сверчок: А я тут многих «насекомлю»!

Арина Родионовна: Натали пишет: Если получится, попытаюсь заинтересовать ее форумом А ещё, если получится, расскажите, где можно прочесть книгу, о которой вы с Лепореллой тут так умнО переписываетесь. Не все же такие умные. Есть люди старые, неграмотные... Всё больше по детЯм, за новинками не успеваем!

Лепорелла: Ах, нянюшка, закрутился как осенний лист и Вашу просьбу-вопрос, выходит, оставил без внимания. О книге Забабуровой ничего, кроме вышеприведенной Аннотации к ней, добавить не могу: не видел и не читал. В виде утешения (скорее, самому себе) - вот, посылаю это: Иван Силыч Горюшкин-Сорокопудов: Портрет Собольщиковой-Самариной и "Листопад". Мне кажется, обе - одна и та же. Но лишь первая, вроде бы, отвечает Татьяне Лариной (сразу после замужества? ты прекрасна, спору нет?).

Арина Родионовна: Красиво!

marta: В библиотеках нашего города нет ни книги Забабуровой, ни только что изданной книги "Возвращение в Михайловское".

Сверчок: Остаётся ждать, что Натали как-то свяжется с нею.

Арина Родионовна: Было бы хорошо! Но Натали молчит, как в рот воды набрала!

Лепорелла: HTTP://VILAVI.RU/ см. публикацию от 25.07.2007: ПАЛОМА. «КАК СЧАСТЛИВ Я, КОГДА МОГУ ПОКИНУТЬ…» (об одном из стихотворений Пушкина – попытка расследования) http://images.google.ru/imgres?imgurl=http://www.relga.rsu.ru/n46/image/cult46_4t.jpg&imgrefurl=http://www.relga.rsu.ru/n46/cult46.htm&h=150&w=125&sz=8&hl=ru&start=228&tbnid=DGK7v1kW6QQGzM:&tbnh=96&tbnw=80&prev=/images%3Fq%3D%25D0%25BC%25D0%25BE%25D0%25BB%25D0%25BE%25D0%25B4%25D0%25BE%25D0%25B9%2B%25D0%259F%25D1%2583%25D1%2588%25D0%25BA%25D0%25B8%25D0%25BD%26start%3D216%26gbv%3D2%26ndsp%3D18%26svnum%3D10%26hl%3Dru%26newwindow%3D1%26sa%3DN

Лепорелла: Дно-Хуан-Вася фот такой hот прафошаим, заяиц, пнмш...

Арина Родионовна:

marta: Это тот заяц, к-й перебежал дорогу Пушкину. Зайца жалко

Сверчок: Скорее, зайцу жалко Пушкина.

Арина Родионовна: А чего это ему жалко? Он, можно сказать, в тот момент Пушкину жизнь спас! Так что теперь отдыхает после трудов праведных. Имеет право…

Светлана: Наверное, можно задать вопрос в этой теме об "утаенной любви" Пушкина?.. Как вы считаете, существовала ли на самом деле женщина, которую поэт любил по-настоящему всю свою жизнь?.. Я недавно прочитала книгу М.Филина "Мария Волконская", так это просто настоящий "детектив"! Автор утверждает, что "утаенная любовь" Пушкина действительно существовала, и это - Мария Раевская (Волконская). По-моему, имя "Мария" встречалось в "донжуанском списке" Пушкина. По мнению Филина, между Пушкиным и Волконской был "роман" (естественно, "платонический") фактически длиною в жизнь. Мало того, что Пушкин посвятил Марии множество своих произведений: стихи, написанные на юге, вывел образ Марии в поэмах "Кавказский пленник" и "Бахчисарайский фонтан", посвятил ей "Полтаву", но кроме этого, Пушкин фактически описал свой роман с Волконской в "Евгении Онегине". Грубо говоря, отношения между Марией и Пушкиным, по мнению Филина, развивались по той же схеме, что и в "Е.О." между Татьяной и Онегиным. В качестве доказательств автор проводит параллели между событиями в жизни Пушкина и Раевской (Волконской) и написанием поэтом глав "Е.О." (причем некоторые выводы автора действительно показались мне вполне правдоподобными!). В отличие от других исследователей, Филин также полагает, что ряд стихотворений Пушкина, посвященных Е.К.Воронцовой, на самом деле относятся к Марии (например, "Сожженное письмо"). Мало того, уже после отъезда Волконской в Сибирь, Пушкин все равно продолжает ее любить. А когда он женится на Гончаровой, то посвящает Н.Н. стихотворение "На холмах Грузии". Филин утверждает, что оно было написано раньше для Марии, но Пушкин "отредактировал" его специально для Гончаровой. Кстати, когда сама Волконская в Сибири узнала об этом стихотворении (из письма В.Вяземской), и о том, что Пушкин посвятил его Гончаровой, она очень резко отозвалась о нем (наверное, ревновала, она же не знала, что первый вариант этого стихотворения был посвящен ей!). Даже свою старшую дочь, как считает автор, Пушкин называет также Марией в честь своей "любви". В общем, книга довольно толстенькая, около 400 страниц. Достаточно интересно читать все доказательства, которые приводит автор, выводы, которые он делает, такое занимательное чтение, очень подробно описана жизнь Волконских в Сибири... Но я все же считаю, что Филин несколько преувеличил значение М.Волконской в жизни Пушкина. Мне кажется, что это было лишь мимолетное увлечение. Как говорила сама Волконская: Пушкин "считал своим долгом быть влюбленным во всех хорошеньких женщин и молодых девушек, которых встречал", "В сущности он любил лишь свою Музу и облекал в поэзию все, что видел". Интересно было бы узнать ваше мнение насчет "утаенной любви". Существовала ли она на самом деле, и что это была за женщина?..

Лепорелла: Светлана пишет: В общем, книга довольно толстенькая, около 400 страниц. Достаточно интересно читать все доказательства, которые приводит автор, выводы, которые он делает, такое занимательное чтение, очень подробно описана жизнь Волконских в Сибири... Но я все же считаю, что Филин несколько преувеличил значение М.Волконской в жизни Пушкина. Мне кажется, что это было лишь мимолетное увлечение. Как говорила сама Волконская: Пушкин "считал своим долгом быть влюбленным во всех хорошеньких женщин и молодых девушек, которых встречал", "В сущности он любил лишь свою Музу и облекал в поэзию все, что видел". Интересно было бы узнать ваше мнение насчет "утаенной любви". Существовала ли она на самом деле, и что это была за женщина?.. Филин... Филин... что-то не припоминаю. Вы знаете, Светлана, если бы у меня был дар Божий к сочинительству, бросил бы я этот форум сей же час и схватился бы за перо! И не вставал бы, пока не сочинил 500-страничную "Историю утаенной любви" (Пушкина, нет, лучше Лермонтова. Хотя... Лучше Блока... Или Пастернака?.. Мучительный выбор! И так - всегда, чрт пбр...)... люби - не люби... И сколько дамочек сожгли самолично или заставили дочерей в последний момент свой это сделать - ПИСЬМА: к ним, от них, опять к ним ... Могли б обеспечить потомкам своим безбедное существование. Как говаривал Хармс, хорррошие люди, а поставить себя не умеют утаенная свадьба самого высокого китайца в мире (230см)

Сверчок: Пушкин писал в эпилоге «Руслана и Людмилы»: «Я погибал»… Одна из умнейших женщин Европы А.А.Нестерова говорила в таких случаях: «Четыре месяца молчала Пушкинская муза. Вы только вслушайтесь в эти слова: «Я – погибал»! Это разговор поэта со своим гением (в других вариантах «человека со своим гением»). Пушкин действительно не писал целых четыре месяца. И это была та самая, на мой взгляд, т.н. «утаённая любовь». Мне даже неинтересно знать её имя, хотя милее всего – одна Кочубей. Но это, скорее всего, не так. Интересней поговорить о том, что же произошло, почему он молчал из-за этой любви. Вроде бы – любовь, должна окрылять, вдохновлять, давать строки. Ан нет… Молчал… Чуть не погиб. Эта история, как мне кажется, как-то связана с преддуэльными событиями. Нет, не фактами, а состоянием. Произошла передача дара. И поэт – замолчал. Похожее наблюдается и в ноябре 1836 года. Происходит передача дара, но уже не любви, а нелюбви – законам света. Правда, Пушкин уже не молчал. Мог писать. Мог стрелять. Кстати, я двадцать лет назад видел человека ростом 2 метра 40 сантиметров.

marta: Цитата:"И сколько дамочек сожгли самолично или заставили дочерей в последний момент свой это сделать " А уж сколько я-то об этом плакалась....

Светлана: Лепорелла пишет: Филин... Филин... что-то не припоминаю. Вы знаете, Светлана, если бы у меня был дар Божий к сочинительству, бросил бы я этот форум сей же час и схватился бы за перо! И не вставал бы, пока не сочинил 500-страничную "Историю утаенной любви" (Пушкина, нет, лучше Лермонтова. Хотя... Лучше Блока... Или Пастернака?.. Мучительный выбор! И так - всегда, чрт пбр...)... любви... Ну строго говоря, эта книга не про Пушкина, называется-то она "Мария Волконская". Я, кстати, тоже первый раз увидела фамилию "Филин", когда открыла книгу... Но вся соль в том, что книга-то вышла вроде в "уважаемой" серии "Жизнь замечательных людей", наверное, Филин чем-то "заслужил" право писать в этой серии... Впрочем, ничего не могу про него сказать, кроме того, что читать было интересно, правда, не со всеми утверждениями автора я согласна. И откуда такая " нелюбовь" к "дамочкам", которые сжигают свою "личную" переписку?.. Конечно, Пушкин - великий поэт, его "наследие" ценно для потомков, но думается, для этих "дамочек" он был прежде всего "любимый человек", зачем же им выставлять свою любовь "на продажу"?.. Говорю с точки зрения этих "дамочек", хотя самой тоже безумно жаль потерянных писем Пушкина (как подумаешь, сколько их до нас не дошло...)

Лепорелла: «И откуда такая " нелюбовь" к "дамочкам", которые сжигают свою "личную" переписку?.. Конечно, Пушкин - великий поэт, его "наследие" ценно для потомков, но думается, для этих "дамочек" он был прежде всего "любимый человек", зачем же им выставлять свою любовь "на продажу"?.. Говорю с точки зрения этих "дамочек", хотя самой тоже безумно жаль потерянных писем Пушкина (как подумаешь, сколько их до нас не дошло...)» - образцовая женская логика, Светлана : и на ёлку влезть - и не засмолиться Так Вы готовы принести в жертву своему любопытству - через сотню-другую лет после ВСЕГО - доброе безупречное (а может быть - и скучное?) имя одной-единственной - самой никчемной "дамочки"? Или нет? Вот в чём вопрос, с нашей точки зрения. мне кажется, Вы слишком серьёзно воспринимаете мои грустные шутки? право, относитесь к ним как всего лишь к экспромтам

Светлана: Лепорелла пишет: Так Вы готовы принести в жертву своему любопытству - через сотню-другую лет после ВСЕГО - доброе безупречное (а может быть - и скучное?) имя одной-единственной - самой никчемной "дамочки"? Или нет? Вот в чём вопрос, с нашей точки зрения. Вопрос этот для меня чрезвычайно сложный. С одной стороны, если поставить себя на место этой дамочки, я вполне могу понять, что она не хотела, чтобы очень личные письма были обнародованы после ее смерти в угоду "праздному" любопытству всех желающих. С другой стороны, в жертву своему "праздному" любопытству я готова принести имя любой дамочки (пусть даже не никчемной, а доброй, безупречной и т.д.), иначе я в этой теме не задавала бы вопрос об "утаенной любви", а удовлетворилась бы, например, таким мнением: раз Пушкин считал нужным скрывать имя свой "тайной" возлюбленной, то и нам не следует "ворошить прошлое" и пытаться выяснить, кто же это был... Но увы, любопытство мое сильнее... Лепорелла пишет: мне кажется, Вы слишком серьёзно воспринимаете мои грустные шутки? право, относитесь к ним как всего лишь к экспромтам Да что Вы! Право же, Вам это кажется! :) На самом деле я воспринимаю Ваши шутки именно как "экспромты", просто у самой не получается так изящно шутить :), так что отвечаю, как могу, уж не обессудьте...

Светлана: Уважаемый Сверчок, как же Вы любите задавать трудные и практически неразрешимые вопросы: каждый раз ставите меня в тупик и повергаете в "глубокую задумчивость" :) Сверчок пишет: Пушкин писал в эпилоге «Руслана и Людмилы»: «Я погибал»… Одна из умнейших женщин Европы А.А.Нестерова говорила в таких случаях: «Четыре месяца молчала Пушкинская муза. Вы только вслушайтесь в эти слова: «Я – погибал»! Это разговор поэта со своим гением (в других вариантах «человека со своим гением»). Пушкин действительно не писал целых четыре месяца. И это была та самая, на мой взгляд, т.н. «утаённая любовь». Мне даже неинтересно знать её имя, хотя милее всего – одна Кочубей. Но это, скорее всего, не так. Интересней поговорить о том, что же произошло, почему он молчал из-за этой любви. Вроде бы – любовь, должна окрылять, вдохновлять, давать строки. Ан нет… Молчал… Чуть не погиб. Может быть, Пушкин молчал именно потому, что это была "настоящая любовь", а не простое мимолетное увлечение?.. Тяжело переживал из-за этого, "погибал", потому что его отвергли. Возможно, это была уже замужняя дама, которая не захотела изменить своему долгу. Мне интересно все же, кто это мог быть. Узнав имя "утаенной любви", можно объяснить и "молчание" Пушкина. Хотя можно пойти в обратном направлении: попытаться догадаться о причинах его молчания, а потом уже "угадать" героиню его "романа" (но мне кажется, это труднее сделать...). Кстати, Ваша версия насчет Натальи Кочубей мне очень даже понравилась (хотя Вы и "залепили себе рот пластырем" :)). Возможно, Пушкин не забыл свое лицейское "увлечение", в Петербурге произошла встреча с Натальей, он объяснился ей в любви, а она его отвергла. Возможно, не любила или он не подходил ей "по рангу", а она уже сделала свой выбор в пользу Строганова... Кстати, я читала где-то, что первоначально в черновиках "Евгения Онегина" Пушкин называл свою героиню не Татьяной, а Наташей. А многие исследователи в образе замужней Татьяны Лариной видят Наталью Строганову. Наверное, уже после возвращения поэта из ссылки, они не раз встречались на светских раутах. А чувства Пушкина к Наталье еще не угасли... Сверчок пишет: Эта история, как мне кажется, как-то связана с преддуэльными событиями. Нет, не фактами, а состоянием. Произошла передача дара. И поэт – замолчал. Вы говорите не о конкретной дуэли, а о дуэлях "вообще", то есть о состоянии поэта, когда он "рвался в бой" и вызывал на дуэль всех подряд?..

Лепорелла: «Кто хочет, об идейном и эстетическом содержании Синусоиды идеалов пусть читает упомянутую книгу, предшественницу этой. Или другие мои книги. Здесь же я посмею привести Синнусоиду любовей, соответствующую Синусоиде идеалов. Я давно смутно чувство- вал возможность ее “построить”. И это мне, наконец,- худо-бедно,- удалось после того, как я прочитал книгу Губера (слава его памяти!). Вот она. 1 - Полное самоотвержение и привязанность, которые ни от чего устать и ослабеть не могли; в своем незлобливом смирении рада была (рад был) и малому. Это любовь периода примирения с действительностью. 2 - Что мне дело до вашего характера? И разве красивые женщины должны иметь характер? Самое существенное - глаза, зубы, руки и ноги... Это необузданная жажда жизни со всеми ее радостями... Они страстны, влюбчивы и доступны... Она пользовалась жизнью очень просто, по-видимому, ничего не искала в ней, кроме удовольствий, и постоянно отворачивалась от романтических ухаживаний, словно ждала чего-то более серьезного и дельного. 3 - Любовь-катастрофа, страсть к роковой, демонической личности. Мазохистское наслаждение изменой. 4 - Яростное оскорбление любви: разоблачить пленительный кумир, растоптать идеал чистой женственности и показать воочию призрак безобразный, скрывающийся за ним. 5 - Любовь - индивидуализированная, личная социальная сила; внешнее сближение - от случайности; на самом же деле - оно от общих высоких стремлений. 6 - Она предстает не как свободный выбор, а каприз, фатальная неизбежность, нечто из царства необходимости. Кроме полового влечения нет иных мотивов для развертывания любовной интриги, ибо в обществе нет более почти ничего, что могло бы сблизить людей. Любовь - с первого взгляда, как магическая сила, колдовство, которое нельзя вплести в ткань реальной жизни. 7 - Любовь одухотворенная, эфирная и даже носит какой-то мистический отпечаток. Платоническая любовь. Этой синусоидой я пользовался для осознавания того, что хотел сказать,- большей частью невольно и во многом подсознательно, а потому в принципе не поддающееся цитированию,- что хотел сказать художник своим произведением о любви, созданным в какой-то миг его творческой биографии.» http://art-otkrytie.befeast.com/pushkin4.htm

Лепорелла: «Кабы я была блудница… (зерцало русской пушкинистики)» http://zhiganets.tyurem.net/biblio/001.htm Интревью с Забабуровой: http://www.relga.rsu.ru/n16/inter16.htm фантазии Тынянова: http://www.ruthenia.ru/document/538374.html

marta: Надо же, Жиганец - ученик Забабуровой. Она мне так нравится! То есть то, что она пишет. Лепорелла - очень добрый человек. Спасибо!

Лепорелла: http://images.google.ru/imgres?imgurl=http://archives.narod.ru/pict/big/Gz_b.jpg&imgrefurl=http://archives.narod.ru/Pn-wmn.htm&h=560&w=459&sz=11&hl=ru&start=198&tbnid=zuNJMls50roPUM:&tbnh=133&tbnw=109&prev=/images%3Fq%3D%25D0%25A7%25D0%25B0%25D0%25B0%25D0%25B4%25D0%25B0%25D0%25B5%25D0%25B2%26start%3D180%26gbv%3D2%26ndsp%3D18%26hl%3Dru%26newwindow%3D1%26sa%3DN Дон-Жуанский список Д'Аннунцио: http://images.google.ru/imgres?imgurl=http://www.explan.ru/archive/2007/37/s3-1.jpg&imgrefurl=http://www.explan.ru/archive/2007/37/s3.htm&h=113&w=150&sz=7&hl=ru&start=69&tbnid=qRz45GzxtBmIEM:&tbnh=72&tbnw=96&prev=/images%3Fq%3D%25D1%2583%25D0%25B2%25D0%25BB%25D0%25B5%25D1%2587%25D0%25B5%25D0%25BD%25D0%25B8%25D1%258F%2B%25D0%259F%25D1%2583%25D1%2588%25D0%25BA%25D0%25B8%25D0%25BD%25D0%25B0%26start%3D54%26gbv%3D2%26ndsp%3D18%26hl%3Dru%26newwindow%3D1%26sa%3DN

marta: Какая жалость, что сейчас некогда читать. У Вас такие ценные ссылки....

Лепорелла: будет, будет, не волнуйтесь так

Арина Родионовна: ОЙ!

Лепорелла: что-то неприличное разве? (я ещё сам не ... )

Арина Родионовна: Дакаксказатьнеточтобынеприличноепростотакоеойоднимсловом!

Лепорелла: ясна... офицьянт! замени скатерть ... да пажывей!.. р а с т я п а

Арина Родионовна: ВО-во! Девы эти все, Козероги, Львы. Ой!

Светлана: По-моему, хорошая статья об Олениной у Н.Забабуровой "Ангел кроткий, безмятежный"? http://www.relga.rsu.ru/n43/cult43.htm

Сверчок: Забабурова, на мой взгляд, дивная. Очень хочется поговорить с ней на Форуме. Надеюсь, что это когда-нибудь произойдёт.

Лепорелла: «Забабурова, на мой взгляд, дивная.» -- это мы где? « Донжуанский список» ну-ну...

Арина Родионовна: Э, народ, не путайте Лепореллу!

Лепорелла: Нянюшка, спасибо, добрая Вы душа, а то они над нами все глу... всё глубокомыслиё своё так и дэмонстрируют, шутники этакиЯ

Светлана: Не нравится "дивная" Забабурова?.. Вот Вам тогда "паяц" Дружников, горячо "любимый" пушкинистами и его "Сто тринадцатая любовь поэта" http://www.lib.ru/PROZA/DRUZHNIKOV/113Lubov.txt

Лепорелла: Светлана, извиняюсь, но г.Друж-кова уже выкладывали и даже обсуждали, слегка так

Светлана: Помню-помню, про Гоголя, как же-с... Так здесь он, так сказать, немного про "другое"... Или уже есть предубеждение?.. Тогда, извиняюсь, больше не буду...

Сверчок: Эх, няня!.. Эх, Лепорелла!.. Мы там, где мы есть.

Лепорелла: что делать! лучше без Др. - но живым, чем с Др. на нашей дружеской ноге, голове, могиле...

Арина Родионовна: Эй, СВерчок со Светланой, чувство юмора включите, пжлста!

Светлана: Дорогая Арина Родионовна, так "оно" же вроде как "включено" на всю "катушку"... Это, мне кажется, Лепорелла как-то чересчур серьезно к г-ну Др. отнесся...

Сверчок: Мы, похоже, включили! Теперь Ваша очередь!

Лепорелла: да-а-а? а на каку кн...Опочку? леву аль праву?

Светлана: Посередке :)))

Лепорелла: так то не кнопочка, а пипочка ... а ещё "друзьЯми" обзываются

Светлана: Хорошо, только ради Вас!.. Так и быть, жмите на все три сразу!.. :))))

Лепорелла: жму на газ смотрю ... в окно а-а-а... теперь нам всё равно не-е-ет! скорей по тормазам "жить хочу" шо хош отдам кнопок ваших не хочу лучше по миру пойду стану канты распевать неваквасом промышлять

Светлана: Ну зачем же сразу такие "крайности"?.. Не все еще потеряно, не огорчайтесь!.. :))) А то - кнопок не нашли, сразу по миру пошли... На кого же Вы нас покидаете?!!

Лепорелла: на Инет тормозящий

Светлана: Как Вы жестоки, однако!

Лепорелла: У М Е Н И Н Т Е Р Д Е Т У Ж А С Н О С Е Б Я В Е Д Е Т ! (а Вы?.. эх-хэ-хэ...)

Светлана: А что я?.. Тоже, что ли, ужасно?.. Утешьтесь, и у меня ИНЕТ не лучше!..

Лепорелла: вот, только что прислали рыбаки-знакомцы иллюстрцию ... стоп. это к "Русалке" или к "Рыбке"? Помогите, пушкинисты-любоеды: К какому произведению А.С.П. Е Т О ?

Арина Родионовна: Лепорелла, это же Шамаханская царица, как же вы не узнали? А на заднем плане – царь Додон. Он ведь был знатный рыболов. Сидит, бывалоча, рыбку ловит, а тут – такое, точнее, ТАКАЯ. Растерялся… И давай на ней жениться!

Лепорелла: ООО А-а-а Ух-ты! Клюёёёт!!!

Арина Родионовна: Именно!

Сверчок: А не сказка ли это о "Старике и море"? Стоп, что-то не то... "О море и рыбке"... Опять не туда... "О старике и золоте"?.. Да что ж такое!.. Совсем запутался я с Вашей картинкой, Лепорелло!.. Или Лепорелла?.. Или... Боюсь продолжить...

Лепорелла: "Не бось!", - шутил Суворов, сидя на крыше Альп ... "Уже и не боюсь", - добавил он внизу, держась за ... ну, вы все в курсе, что может болеть у лихих наездников и покорителей гор и пр.

Сверчок: У-у-у!.. Куда загнуло!

Арина Родионовна: Что загнуло? вы меня пугаете, Сверчок!

svolozh: Лепорелла Я ликвидировал файл http://art-otkrytie.befeast.com/pushkin4.htm Его теперь можно читать по адресу http://art-otkrytie.narod.ru/pushkin4.htm



полная версия страницы