Форум » Жизнь Пушкина » Портреты Пушкина » Ответить

Портреты Пушкина

atlana: От самых первых до самых последних

Ответов - 150, стр: 1 2 3 4 5 6 7 8 All

Сверчок: Вот этот портрет очень странный. Он написан Линевым по одним данным в 1836-м году, а по другим в 1837-м. Есть предположение, что Линев пользовался посмертной маской, которую "оживил".

Сверчок: Портрет Пушкина работы Тропинина

Лепорелла:


Александр: Сверчок пишет: Вот этот портрет очень странный. Он написан Линевым по одним данным в 1836-м году, а по другим в 1837-м. Есть предположение, что Линев пользовался посмертной маской, которую "оживил". Портрет Линева безусловно посмертный. Само авторство Линева подвергается большому сомнению. Исследование этого изображения в инфракрасных лучах позволило установить,что первоначально портрет был написан в профиль, кончик носа дописывался. Глаза поэта на портрете - карии,поэтому возможно писался портрет с мертвого лица.

Андрей: Я против таких версий - и есть на то некоторые основания. Иван Логинович Линёв - выходец из знатного дворянского рода, гусар-полковник, награжденный золотой саблей за личную храбрость. В последний период жизни Пушкина был приятелем Жуковского, соседом И. С. Тургенева в доме на Второй Итальянской. Пушкина к Линёву привёл Жуковский, он и уговорил поэта дать гусару-художнику несколько сеансов. В первый раз, весной 36-го, Линёвым была сделана зарисовка, черновой набросок картины. Второй сеанс состоялся только в ноябре, Пушкину долго было не до визитов к Линёву. Именно на втором сеансе Линёв решил немного изменить первоначальный композиционный замысел. На втором сеансе Пушкин много говорил Линёву о своих творческих планах, в частности, о некогда задуманной им повести "Влюбленный бес". К огромному сожалению - нашему и самого художника - поэт больше не смог позировать. Потому Ивану Логиновичу пришлось заканчивать портрет уже после смерти Пушкина. Линёв очень активно занимался поисками истины в дуэльной истории Пушкина; он даже раскопал в этом деле какую-то весьма интересную связь между Полетикой и Дубельтом. Но агент Третьего отделения по фамилии Фогель явился к нему в перебургскую квартиру и предупредил, что во избежание больших неприятностей Иван Логинович должен прекратить собирать материалы о смерти поэта. Также он двусмысленно сообщил полковнику, что накануне сгорела его усадьба Дуброво (якобы от поджога в результате крестьянского бунта, но Линёв сразу такую версию исключил). Слава богу, что хранился этот замечательный портрет Пушкина в перебургской квартире Линёва, ведь большая часть его художественных работ погибла во время пожара в Дуброве. Добавлю также, что огромную исследовательскую работу по Линёву провел профессор С. Куликов, он и нашёл записи гусара-художника и некоторые тематические воспоминания его знакомых. А после смерти Куликова в 1973 году исследования заканчивал искусствовед Е. Кончин. Версия Грабаря и статья Александровой (отсюда, видимо, почерпнул сведения о портрете Саша), мне также хорошо известны, но они меня убедили куда менее, чем рассказ об этом вологодского писателя Владимира Аринина. Хоть этот Аринин, надо сказать, во многом явно неоднозначный персонаж (а кое-где и большой фантаст), но у себя на Вологодчине он провел большую работу, разыскивая материалы о земляке Линёве, это точно. Всё-таки этот портрет очень упорно не хочет раскрывать свои тайны. Пожалуй, сделаю я как-нибудь журналистский материал на эту тему, где попробую систематизировать все версии.

Сверчок: Слушайте, Андрей, это очень интересно и об этом - надо написать, чтобы развеять слухи, домыслы, путаницу. Ощущение от истории написания портрета, начиная с рассказа Пушкина о своём замысле и заканчивая приходом Фогеля, - бесовская история. Чистый Достоевский. Да и дальнейшую судьбу этого портрета изрядно поводили в сторону всё те же "влюблённые". В общем, Андрей, пора заканчивать с этой чертовщиной. Пролейте же свет!

Александр: Да,если существуют документальные данные, их надо скорее за ушко и на солнышко.

Кочубеевна: Александр пишет: Глаза поэта на портрете - карии,поэтому возможно писался портрет с мертвого лица. Посмотрите внимательно - они не карие, они светлые.

Александр: Кочубеевна пишет: Посмотрите внимательно - они не карие, они светлые. Увы,я видел подлинник этого портрета не далее как полгода назад - глаза карие. Иван Логинович Линев. А.С.Пушкин.1837 г. Фрагмент.ВМП.

Кочубеевна: Не знаю. Никакой каризны не вижу. Вижу, что они - светло-ореховые с голубоватым оттенком. Можно еще по-другому сказать - серо-голубые с золотинкой. Извините меня, но карие глаза - это, например, вот: Известно, кроме того, что светлые глаза имеют свойство отражать свет и цвет окружающих предметов. Так, если, например, человек со светлыми глазами будет сфотографирован сидящим на диване с коричневой обивкой, и при этом в профиль - глаза безусловно отразят цвет, доминирующий в фоне. Живописными средствами это изобразить гораздо сложнее, но можно. По-моему в портрете, о котором мы спорим, художник хотел передать именно этот эффект. Обратите внимание на фон и освещение. Оно не такое, как, например, у Тропинина. Там лицо освещено почти прямым светом, и в цвете глаз сомневаться не приходится.

Кочубеевна: Собственно, один из моих любимых портретов поэта вот этот: Кто автор - неизвестно. На мой взгляд, вещь весьма удачная.

Александр: Кочубеевна пишет: Кто автор - неизвестно. На мой взгляд, вещь весьма удачная. Этот портрет написан неизвестным художником, как свидетельствует подпись внизу вдоль овала - 13 июня 1831 года. Однако покрой платья и шляпа говорят о том, что он написан позднее, но что портрет прижизненный - это артефакт. Портрет находится в экспозиции будуара в музее-даче Китаевой в г. Пушкине. По поводу того, изображен ли здесь поэт или кто-то другой, ведется спор уже много лет. Одни ученые отрицают, что это изображение поэта, другие отстаивают версию о "прижизненности" его создания.

Александр: Кочубеевна пишет: Известно, кроме того, что светлые глаза имеют свойство отражать свет и цвет окружающих предметов. Так, если, например, человек со светлыми глазами будет сфотографирован сидящим на диване с коричневой обивкой, и при этом в профиль - глаза безусловно отразят цвет, доминирующий в фоне. Живописными средствами это изобразить гораздо сложнее, но можно. По-моему в портрете, о котором мы спорим, художник хотел передать именно этот эффект. Обратите внимание на фон и освещение. Оно не такое, как, например, у Тропинина. Там лицо освещено почти прямым светом, и в цвете глаз сомневаться не приходится. Уважаемая Кочубеевна, спора вообщем-то и не затевал, просто показал фрагмент портрета, да и самого предмета спора не вижу.Раевские все были кареглазые,вот бы увидеть где-нибудь изображенного голубоглазого с таким эффеком, да не простого , а золотого, и чтобы он был написан академиком пушкинской эпохи.

Кочубеевна: Александр пишет: По поводу того, изображен ли здесь поэт или кто-то другой, ведется спор уже много лет Это обусловлено неординарностью подхода. Пушкин слишком приукрашен.

Александр: Кочубеевна пишет: Это обусловлено неординарностью подхода. Пушкин слишком приукрашен. Возможно, эх, найти бы докуметальные подтверждения

Андрей: Лично я не верю, что это Пушкин. Глаза навыкате и особенно нос (на портрете он совершенно прямой) явно не его. Отличительными чертами лица Пушкина были скошенный лоб и выдающийся вперед подбородок. Лба не видно, а вот подбородок можно рассмотреть хорошо: не то. Ну а одних бакенбардов маловато будет для идентификации.

Кочубеевна: Да, есть вариант, что портрет вообще писался в 1860-е годы.

Александр: Что-то тема подзаглохла.Сверчок сейчас занят очень , я обещал его поддержать. Интересного ведь так много! Вот это портрет ,как мне кажется, очень интересный во всех отношениях. Известны ведь три(!)(я не оговорился) его варианта,но большинство видели только два!

Лепорелла:

Кочубеевна: С. Теплов. А. С. Пушкин. Ростоваская эмаль. 1999г.



полная версия страницы