Форум » Жизнь Пушкина » Портреты Пушкина » Ответить

Портреты Пушкина

atlana: От самых первых до самых последних

Ответов - 150, стр: 1 2 3 4 5 6 7 8 All

Titan: просто супер))))))))))) атлана ты молодец)))))))))))))))))

Сверчок: Титаническая мысль!

Арина Родионовна: Ничего, Сверчок, детки не все равномерно развиваются! Это мы тоже лечим!


Арина Родионовна: Верно ли я вас поняла, Таша, что всё-таки портрет Линёва дорисовывался позднее? А с чем это связано? Линёв был плохой портретист?

Арина Родионовна: Просто детектив какой-то! А для чего это было сделано?

Арина Родионовна: Вот так да!

Лепорелла: Сейчас трудно ответить на вопрос, почему изучение памятников А. С. Пушкину и даже учет их не стали до сих пор предметом, достойным внимания профессиональных пушкинистов. И хотя отдельным памятникам посвящены не только подробные статьи, но и книги, в советское время не было предпринято ни одной практической попытки охватить эту тему в целом. Между тем сотни памятников поэту, воздвигнутых на его родине и во многих других странах, — важная, неотъемлемая часть нашей культуры. Каждый памятник имеет свою судьбу. Это и всероссийская история сооружения московского монумента, получившая широкий интернациональный отклик. Это и столкновение официоза с «мнением народным» при сооружении памятника в Одессе. Это и десятилетиями длившийся поиск места и облика монумента, способного увековечить память поэта в воспетом им Петербурге. Наконец, это полные драматизма «военные» истории памятников поэту в городе его имени, в Днепропетровске, Житомире, временно оккупированных фашистами. Вот почему представляется исключительно важным создание каталога памятников поэту. И чтобы важная историческая информация не осталась за строкой такого каталога, он обязательно должен быть аннотирован и снабжен необходимой библиографией. Создание подобного библиографического каталога — дело ближайшего будущего, его предполагается издать отдельной брошюрой в 1992—1993 гг. Что мы будем считать памятником Пушкину? Предлагается несколько элементарных классификаций. I. По цели установки монумента: а) памятники Пушкину (ему непосредственно); б) памятники не только Пушкину; в) памятники в честь других деятелей (или событий), в композиции которых имеется изображение Пушкина; г) то же, что и «в», но с пушкинскими текстами; д) памятники пушкинским литературным персонажам. II. По композиции памятника: а) фигурная композиция; б) мемориальное сооружение (колонна, обелиск, стела, плита); в) мемориальная доска. III. По наличию изображения: а) с изображением поэта; б) без изображения поэта. IV. По жанру скульптурного произведения — образа поэта (IIIa): а) круглая скульптура; б) рельеф (горельеф, барельеф). V. По типу скульптурного произведения (IIIa): а) бюст (голова, погрудное изображение); б) фигура (обрезная или полноростная); в) групповая скульптура. VI. По месту установки памятника (монумента): а) на открытом воздухе (на земле); б) на сооружениях подземного транспорта (под землей); в) на других памятниках; г) на фасадах зданий; д) внутри помещений общественных зданий (вокзалов, клубов, дворцов и домов культуры, библиотек, школ и др.). Представляемый каталог охватывает памятники независимо от наличия изображения поэта (III) и типа скульптурного изображения (V), указанные в классификациях по разделам Iа—в, IIа—б, IVа и VIа—в. Каталог имеет три раздела: 1) памятники, установленные в России (1817—1917); 2) памятники, установленные на территории бывшего СССР; 3) памятники, установленные за рубежом. Каждый раздел построен на основе алфавита географических названий мест установки памятников. При этом в первом разделе за основу приняты исторические названия городов (мест), а во втором и третьем — современные. Схема описания памятников идентифицирована. По возможности включена следующая информация: — номер (порядковый в разделе); — наименование населенного пункта (для зарубежных памятников следом в скобках указана страна); — место нахождения памятника (адрес); — год установки; — дата открытия; — тип скульптурного произведения, материал (материал постамента); в отдельных случаях указано место изготовления памятника; — фамилия, и. о. скульптора и архитектора. Атрибуция скульптурного произведения — важнейший вопрос изучения памятника. К сожалению, во многих случаях мы пока бессильны на него ответить. Это можно объяснить в первую очередь отсутствием надлежаще поставленной паспортизации памятников. Приведем характерный пример. На Украине, где дело учета памятников истории и культуры поставлено несравненно выше, чем в других республиках, паспорта́ на памятники Пушкину (эти материалы сосредоточены в специальном отделе Министерства культуры Украины) оказались далекими от совершенства. В них встречаются ошибочные даты открытия памятников, нет имен создателей многих монументов. Чувствуется, что паспорта нередко заполняют случайные люди, не отвечающие за достоверность вносимых сведений; библиографический раздел в большинстве паспортов составлен не на тему (дается литература не по памятнику, а о пребывании Пушкина в данном городе!). И, наконец, далеко не все памятники Пушкину поставлены на учет. В процессе поиска материалов ряд памятников удалось атрибутировать методом сравнения имеющихся изображений. Так, например, установлена тождественность бюста Пушкина работы скульптора М. Н. Латкина, воспроизведенного в газете «Харьковский рабочий» (1937 г., 11 января), с бюстами на памятниках в Мизяковских Хуторах (Винницкая обл.) и в Харькове (на территории военного госпиталя и на станции Харьков-Сортировочная); бюста памятника Пушкину у гостиницы «Ленинград» в Сочи — опубликованной работе скульптора С. З. Мограчева, и т. д. Публикуемый краткий каталог включает описание 311 памятников, около 50 из них к настоящему времени не сохранились. Настоящая работа — только первая попытка собрать воедино основные сведения о памятниках великому поэту России. Мы надеемся на широкое участие читателей «Временника», всех тех, кому дорого имя Пушкина, в дальнейшей работе над каталогом. Многое нужно уточнить, дополнить, разыскать и проверить. КАТАЛОГ I. Памятники, установленные в России (1817—1917) 1. Архангельское, б. Подмосковная усадьба кн. Н. Б. Юсупова, Пушкинская аллея. 1903 [?]. Бюст, мрамор. Ск. Кутырин М. Д., арх. Султанов Н. В. 2. Асхабад (Ашгабат), ул. Пушкина, Пушкинский сквер. 190. 29. 1 ( 11. II). Бюст, бронза, изг. в СПб.; мрамор. Ск. Берто К. А. [?], арх. Бутузов. 3. Вильно (Вильнюс), Пушкинский сквер. Не сохранился. 1900. 15 (28). X. Бюст, бронза, изг. в СПб.; мрамор. Ск, неизв. 4. Владимир, Пушкинский бульвар. Не сохранился. 1907. (не ранее). Бюст, гипс; кирпич оштук. Ск. неизв. 5. Вологда, перед зданием Пушкинского народного дома. Не сохранился. 1904 [?]. Бюст. Ск. неизв. Разрушившийся бюст был заменен (в 30-х гг. ?) бюстом массового выпуска работы ск. Домогацкого В. Н. В 1985 г. памятник реставрирован, установлен на Пушкинской ул., пьедестал облицован мраморными плитами. 6. Екатеринослав (Днепропетровск), пр. Пушкина. 1901. 14 (27). Бюст, чугун, изг. в СПб.; гранит. Ск. Гинцбург И. Я., арх. Панафутин Г. И. 7. Житомир, городской бульвар (ул. Карла Маркса). 1899. 26. V (7. VI). Бюст, бронза; гранит. Ск. Олешкевич Г. Н., арх. Бетаки М. В. 8. Заболотовцы (Львовская обл.), у Народного дома. Не сохранился. 1907. II. Фигура в рост, камень. Мастер Дзындра. 9. Захарово, на месте б. Подмосковного имения М. А. Ганнибал, бабушки поэта. 1899 [?]. Памятный знак в честь пребывания А. С. Пушкина, гранит. 10. Киев, у здания Киево-Печерской мужской гимназии (ныне Автодорожный институт, ул. Суворова, 1). 1899. 26. V (7. VI). Бюст, бронза, изг. в СПб.; базальт, мрамор. Ск. Бах Р. Р., арх. неизв., изг. мастер Склавони. 11. Кишинев, парк им. Пушкина. 1885. 26. V (7. VI). Бюст, бронза, изг. в СПб.; гранит. Ск. Опекушин А. М., арх. он же. 12. Курск, Пушкинский общественный сад. Не сохранился. 1899 (не ранее). Бюст, гипс; бетон. Ск. Кутырин М. Д. [?]. 13. Кашира (Московская обл.), Детский парк. Не сохранился. 1899 (не ранее). Бюст, гипс. Ск. неизв. 14. Лаптево, б. Подмосковная усадьба А. А. Венкстерна, парк. Не сохранился. Начало XX в. [?]. Бюст, мрамор. Ск. Кутырин М. Д. [?]. 15. Москва, Пушкинская пл. 1880. 6 (18). VI. Фигура в рост, бронза. изг. в СПб.; гранит. Ск. Опекушин А. М., арх. Богомолов И. С. 16. Новгород, памятник 1000-летию России (с

marta: Цитата: "Создание подобного библиографического каталога — дело ближайшего будущего, его предполагается издать отдельной брошюрой в 1992—1993 гг. " Был ли издан такой каталог? Псоле указанного периода появились и другие памятники Пушкину.

Лепорелла: marta, приветствую Вас, сожалея: не имею ни малейшего понятия о судьбе предполагавшейся к подготовке-изданию брошюры.

Лепорелла: НАТАША, спасибо

marta: Один я знаю....

Арина Родионовна: Матка Боска, сколько же памятников! А вот, хотите, на спор (хотя нет, это теперь будет нечестно, я так уже один раз спорила и выиграла, поэтому теперь уверена в результате) – опросить на улице 100 человек: что им говорит имя Пушкин, когда он жил и когда умер, от чего умер, и четверостишие. Насколько я помню результат того спора – лет 12 назад это было, 10 процентов (опрошено сто человек) могли внятно по этому поводу что-то сказать. И это, заметьте, в Москве! А что же тогда в глубинке? А памятников наставить – дело нехитрое, хотя, как выясняется, тоже не сохраняются!

Лепорелла: Да что там глубинка! В Питере на выпускном по Литературе спрашивают - где Пушкин захоронен? ... Немая сцена ... Т.е. это в спецмузучзав-ии!!! С энтими ... малчиками учитель(ница) всего Пушкина облазала, по всем по Мойкам их за ручку водила. А они не знают, что Евгений Владимира - того, пиф-паф.

marta: Только что студентам предлагала заполнить шуточную анкету "Что читал Пушкин". Десять наименований книг и три столбца: "мог читать", "не мог читать" и "сам написал". Из всех заполненныъ анкет был правильный только один. Были предложены самые известные книги, которые знают все (напр., Библия, Легенды и мифы Древней Греции, Былины, "Гарри Поттер", "Мастер и Маргарита"). Здесь ошибок не было. Зато вся русская классика, которую проходят в школе - Толстой, Гоголь, Грибоедов, пошла "прахом". Правильных ответов почти не было.

Лепорелла: "Браво!" Т.е. они теперь только ПРО ЭТО желают знать. 2 года назад те самые малчики (вьюноши, чрт пбр) музыкальные готовятся к поездке в Испанию. Самый шустрый о Сервантесе - НИЧЕГО! Говорю: "У тебя ещё неделя, подымись в библиотеку, прочитай для начала (начало самое) 1т. "Дон-Кишота", хочешь - принесу?" Через пару дней опять возвращаюсь занудно: как? "А... Никак." - "К вам же испанцы без ножей пристанут, они ж там 400-летие выхода в Свет того самого Первого Тома весь год справляют?" - "А..." - Маньяна, типа ... Через год в консерваторию только на платное смог проползти.

Арина Родионовна: А вы говорите, Пушкин! Читать по слогам скоро будут!

Лепорелла: сво-ё-фа-ми-ля-ё

Арина Родионовна:

Лепорелла: Что и говорить - прекрасный подарок всем нам с котамами к международному дню Полосатых и Усатых (отмечается ими раз в 4 года 31 ноября). Двойной портрет в садовом интерьере вызывает, по-моему, доброжелательно-уважительное на грани уважительно-поощрительного полуудивление самих Пушкина с Райтом ("Ай да кот! Ай да Муськин сын!"). Есть, правда - т.е. именно правдивость нас занимает более всего - вопрос, из серии, скорей, праздных: шо пьём, рыбята? Кот пьёт кофий со словянкой, как и полагается их брату. А вот чем подкрепляется его хозяин? Попросим-ка мы нашего Кота Учёного призадуматься над этой проблемой и дать вразумительное "котование" на столь неожиданный поворот пушкинистики, от которого (мяувания), как знать? - может зависнуть дальнейшая судьба не столько околопушкинской (Сказка и Быль, Дни и Ночи, Флора и Фауна ...) науки, но наших отношений с известным семейством и его пассионарными представителями. (Очень просим: "мя-я-я -я-я-у...")

marta: Ольга Величко живёт в Светлогорске Калининградской области. Её вернисажи можно было видеть летом в выходные дни прямо под открытым небом. Попробую узнать, что она пьёт. Если, конечно, Кот Учёный не против. Вот не знала, что у неё есть Пушкин! Котов же у неё много. И все просто расчудесные. А ещё из калининградских примитивистов Пушкин есть у Сергея Семакова ("Предчувствие"). Он даже занял одно из первых мест на кокурсе 1999 года работ примитивистов о Пушкине. И, наконец, назову работу Кати Медведевой "Больно". Только что любовалась работами Владимира Любарова в журнале "Новое время" (№37, 22.10.07), в Москве, в галерее "Дом Нащокина была открыта его выставка "Физкультпривет!" Но Пушкина у него нет.



полная версия страницы