Форум » Жизнь Пушкина » Петербургские адреса А.С.Пушкина » Ответить

Петербургские адреса А.С.Пушкина

Александр: В этой отдельной теме освещаются петербургские адреса А.С.Пушкина.Постепенно сюда буду помещать материал об этих адресах.Сегодня разговор пойдет о доме О.К.Брискорн. Маленькая справка: Ольга Константиновна Брискорн — вдова тайного советника Федора Максимовича Брискорна (1759 — ок. 1824), по первому мужу Струкова. Объявление о том,что во втором этаже сдаются две квартиры: в 5 и в 7 комнат Пушкин прочитал в № 3470 Сенатских объявлений.Этот дом был сквозной на Английскую набережную, рядом с ним помещался в то время морской штаб, за которым была английская церковь. В доме Брискорн Пушкин прожил с октября 1831 года по май 1832 года. Современый адрес: Галерная ул.д.53.

Ответов - 53, стр: 1 2 3 All

Арина Родионовна: Ой, как будет здорово!

Лепорелла: На Благовещенскую пл. (слева) выходит Конногвардейский бульвар с Николаевским дворцом, справа - от Сенатской пл. до Верфей - проходит параллельно Неве узкая, дилнная и прямая как стрела Галерная ул. На эту пл. от Васильевского о-ва спускается Николаевский мост (теперь Благовещенский, ранее л-та Шмитта).

Кочубеевна: Арина Родионовна пишет: Ой, как будет здорово! Хотела еще в прошлое воскресенье сделать. Но придется в это.


Лепорелла:

Лепорелла:

marta: Среди памятников Петербурга пушкинского времени есть один, о котором пишут такие мемуаристы, как Корф и Вяземский. Так, у Корфа: "Вскоре после смерти Оленина стёрт был с лица земли и знаменитейший из оставленных им по себе памятников: сочинённая им надпись на цоколях ... под сфинксами, вывезенными из Египта и поставленными на Невской набережной перед Академией художеств. Она начиналась так: "Сии огромные сфинксы"... Лет десять эта надпись возбуждала раздумье, насмешки и остроты каждого проходящего и обратилась в Петербурге даже в поговорку...". У Вяземского: "Про одну даму, богато и гористо наделённую природою, NN говорит, что, когда он смотрит на неё, она всегда напоминает ему известную надпись: сии огромные сфинксы". Сохранился ли сам памятник? Хотелось бы его увидеть. Может ли кто-то из питерцев доставить эту радость здесь, на Форуме?

Лепорелла:

Лепорелла:

Лепорелла:

marta: Спасибо Вам!

Лепорелла: «Гордые, молчаливые, таинственные... Им три с половиной тысячи лет, и они - самые древние произведения искусства, стоящие под открытым небом Санкт-Петербурга. Загадочные звери с телом льва и головой человека - андросфинксы - имеют очень необычную для скульптур судьбу. Высеченные из розового асуанского гранита во времена XVIII династии, они заняли свой пост на Аллее сфинксов, соединявшей заупокойный храм Аменхотепа III с Нилом. Отец легендарного Эхнатона выстроил себе великолепный погребальный комплекс в Ком-эль-Хеттан, на западном берегу Нила, напротив Карнака. Сейчас от него практически ничего не осталось - комплекс был разрушен при фараоне Мернептахе, лишь гигантские Колоссы Мемнона напоминают о его существовании. Сфинксы были обнаружены во время частичных раскопок в 1820-х годах греком Атанази (как выяснили реставраторы, он успел нацарапать свое имя между лап одного из сфинксов). Сначала их планировало приобрести французское правительство, но события Великой Французской революции помешали этой покупке. В результате по решению Николая I и с одобрения Академии Художеств сфинксы Аменхотепа III были куплены за 64 тысячи рублей русским путешественником и дипломатом А.Н. Муравьевым. 1832 год ознаменовался для сфинксов большим морским путешествием на паруснике под итальянским флагом "Буэна Сперанца" ("Добрая надежда") из Александрии в Северную столицу России. Новый дом встретил сфинксов не слишком радушно - два года они простояли во дворе Академии художеств. И только в 1834 году египетские скульптуры заняли свое нынешнее место. Новым их адресом стала только что сооруженная К. Тоном пристань на Университетской набережной. Петербург не сразу привык к иноземному слову "сфинкс": сначала мастер-каменотес Степан Анисимов обозвал их "свинцами", а позже горожане упростили их до "свинок". Несмотря на легковесное прозвище, к неведомым чудищам в Петербурге отнеслись серьезно и мгновенно окружили легендами. Например, люди считали, что сфинксы живые, они просто спят. Закрыв глаза еще в Египте после смерти Аменхотепа III, которого они, по традиции, олицетворяют, сфинксы вновь открыли их в Петербурге. Увидев мрачное северное небо, египетские гости вздохнули и снова погрузились в сон. Однако, невзирая на отстраненность таинственных зверей, жители города доверили им самое дорогое - они охраняют Петербург от наводнений. Интересен также и тот факт, что Фивы, где сфинксы сторожили усыпальницу фараона, Александрия, откуда они начали свой путь на север, и Петербург, ставший им новым пристанищем, находятся на одном меридиане в 300, известном как "Пулковский". Уреи и бородки - знаки власти - сбиты. Ходили слухи, что при неудачной погрузке на корабль в Александрии бородки и уреи откололись. Но это не так: они сбиты умышленно, очевидно, чтобы лишить царского величия олицетворения Аменхотепа III. Двойная корона символизирует Верхний и Нижний Египет. Корона на левом сфинксе сделана много позже по образцу правой. Надписи на постаментах представляют собой титулы и восхваления фараона Аменхотепа III: "Да живет Гор, могучий телец, воссиявший в правде, установивший законы, успокоивший обе земли. Золотой Гор, телец царей, покоритель девяти луков. Царь Верхнего и Нижнего Египта, владыка обеих земель Небмаатра, отпрыск Ра. Сын Ра, любимый его Аменхотеп - властитель Фив, образ Ра перед обеими Землями. Гор - добрый владыка вечности, которому даны жизнь, постоянство, счастье, здоровье". "Строитель памятников, восходящих до неба, подобно четырем столпам, носящим небесный свод". [Девять луков - метафора, обозначавшая окружавшие Египет и подвластные ему племена. Небмаатра - тронное имя фараона. Аменхотеп (Аменофис) III -- родовое имя фараона.] Надписи были расшифрованы в 1912 году академиком В.В. Струве, кроме расположенных со стороны Невы. Их изучили позднее, сначала известный советский египтолог Ю.Я. Перепелкин, а затем его ученик, ныне профессор СПбГУ - А.Л. Вассоевич. Голова царя людей плавно переходит в тело царя зверей. Длина каждого зверя - больше пяти метров, а высота - около четырех. На фотографиях не видно, но мастерами, работавшими над скульптурами, учтены и рельефно обозначены даже некоторые мышцы на львиных телах. Мелкие детали звериных тел проработаны не менее тщательно, чем лица фараона. (На фотографиях сфинксы до реставрации)»

Лепорелла:

Лепорелла:

Лепорелла: Угловой дом 2 по Фонтанке - он же 36-ой по наб. Кутузова (Французской). Роскошная психологическая интрига вот в чём: не соседство Марсово-Летнего поля-сада, Мраморного дворца и Петропавловки напротив него, не Троицкий - самый красивый (правда, в наши дни) - мост по левую и Литейный - по правую руки... НЕВА предо мною! Именно с этой набережной (между Троицким и Литейными мостами) Нева "подаёт себя" Царственно, дозволяя акватории (безгранично) расширяться в сторону Васильевского о-ва и уходить рукавами вдоль Петроградской стороны. Здесь мы чувствуем Невский Простор, проникаемся чудом Петровского замысла, величавой красотой его исполнения. Здесь камень-гранит не гнетёт, как во дворах каменных мешков. Он здесь уместен и торжествен. В сумрачную погоду всё это (как бы) подавляет, но в солнечную - восхищает! www.pitertour.com/griboedov.html: «Набережная Невы между Литейным мостом и Фонтанкой носит имя великого русского полководца М. И. Кутузова. Первоначально ее называли Гагаринской по находившимся на противоположном берегу складам пеньки - Гагаринскому буяну. В начале XX в. набережную именовали Французской, так как на ней (д. 10) размещалось посольство Франции. На углу наб. Кутузова и Фонтанки стоит массивный 2-этажный дом (№ 36), построенный в 1781-1784 гг. известным инженером и гидравликом Ф. В. Бауром. Дом 34 примечателен тем, что в 1860-х гг. в нем жил выдающийся русский поэт и драматург А. К. Толстой. В д. 32 в 1834-1836 гг. жил А. С. Пушкин. Здесь была написана "История Пугачева", поэт работал над организацией журнала "Современник". Раньше Пушкина, в 1832 - 1834 гг., в этой квартире жил его друг поэт П. А. Вяземский. Из д. 30, принадлежавшего дочери полководца Д. М. Опочининой, уезжал в действующую армию в 1812 г. М. И. Кутузов. Дом 24 принадлежал А. Г. Кушелеву-Безбородко (1857- 1858 гг., арх. Р. Р. Генрихсен). Здесь размещалась известная в свое время "Кушелевская" картинная галерея, позднее вошедшая в состав Эрмитажа и других музеев. Дом 22 (1900-1901 гг., арх. Б. И. Гиршович) был реставрирован в 1985 г. Интересна история д. 10. В 1827-1830 гг. в нем жил директор Публичной библиотеки и президент Академии художеств А. Н. Оленин. В его гостеприимном доме бывали А. С. Пушкин, П. А. Вяземский, П. Л. Шиллинг, А. Мицкевич. В 1842-1843 гг. здание было перестроено по проекту Г. А. Боссе. Сейчас в нем размещаются различные научно-исследовательские институты Академии наук. В 1952- 1960 гг. здесь работал в основанном им Институте полупроводников выдающийся советский ученый А. Ф. Иоффе. Дом 6 - отделение издательства "Детская литература". Соседний д. 4 в конце XIX в. принадлежал известному деятелю музыкальной культуры и организатору пожарной охраны города А. Д. Шереметеву. Здание было перестроено в 1884-1885 гг. (арх. В. Г. Тургенев, В. А. Пруссаков, А. И. Гоген). С 1934 г. здесь размещаются Ленинградский дом писателя им. В. В. Маяковского и правление городской писательской организации.» Набережная Невы у Летнего сада, 1820-е годы: И.В.Барт "Вид Невы у Дворцовой набережной и у Летнего сада", 1810-е гг.

Лепорелла:

Лепорелла:

Лепорелла:

Сверчок: А вот это - мой Питер. Призрачный. Спасибо.

Лепорелла: Арина Родионовна пишет: почему же Вы не хотите это всё написать прямо там, где фотографии? Не все же питерцы. Вот мне, к примеру, в голову не пришло сопоставить ранее размещённое с вашими фотографиями... заслуживает того, чтобы быть прочитанной всеми! Дополните визуальный ряд пояснениями, Вам жалко, что ли? Ничуть. Т.е. было ж «Отправлено: 25.10.07 00:15. Заголовок: Летний дворец Петра I в Летнем саду, Фонтанка, дома 2-4 по ее набережной» 2-го дня (ночи) первое (водное) фото по "Кутузовской" теме - именно! - чтоб дать ВИЗУАЛЬНОЕ представление о том, как жилось свободному дворянину в нашем "каменномешке". Забегая вперёд, т.е. назад - к Летнему Саду, могу доложить: "Жилось ничего. Неплохо так жилось. Очень даже красиво." Так что всё последующее, могущее с нами, т.е. с вами, здесь произойти, преследует единственно доказательную цель на предмет до'бытого с таким трудом этого, в сущности, элементарного "Петербургского Тезиса". Сравнивая предпредпоследние две "фоты" [Отправлено: 25.10.07 21:35. Заголовок: наб. Кутузова 24-36 - виды с правого берега Невы и Прачечного моста через Фонтанку], констатируем, что на последней запечатлены 3 балкона: от/на/у дома 36, 34 и 32. На третьем, я полагаю, Александр Сергеевич устраивался поудобнее и заводил прямо с низкого (2-го?) своего этажа знакомства-бавардаж с проходящим под ним "народом", который, нагулявшись в Летнем, променажировал "взад" - ко францюзьскому посольству, что в доме 10 и располагалося в тойное время. Идея фото-публикации №32 - проста и очевидна: донести до читателя ПСС (кстати, где оно?) А.С.Пушкина ощущение Невского Простора, который так потрясающе (для Пушкина) открылся, наконец, с брегов Невы. Прямо с пред(о)ставленного балкона его предпоследней appartement! На Фонтанке 185 простор был, но не такой: там Петербург скромный, коломенский. На Галерной - просто "мрак" и "туши свет", в буквальном смысле (Александр, видимо, хотел об этом именно своими "падающими" фотосессиями сказать, но ... не успел - Андрей "дал отмашку"). На Б.Морской - немногим лучше. Я б сказал, ещё и хуже - по причине непрерывного шума, ибо Гоголевский Невский - "в двух шагах". И вот, только к 33-му году Пушкин понимает: если уж и жить в этом ужасно-прекрасном городе, то только в доме на набережной Невы-Самой-Царицы, у Большой Воды! А квартирование позже на Мойке - (временный) паллиатив... Проклятые ... деньги! долги!.. Были б свободные средства, посадил-ба Пушкин детишек в самолёт какой задрипанный и - "к чертям ... ", лишь бы подалее из этого тлетворно-Императорского болота.

Лепорелла: в Юсуповском саду: Железнодороджный муз. (арх. Купинский,1902 - Баумгартен,1910) и один из Дворцов Юсуповых (Кваренги,1790-е). Именно на льду этого пруда проходили в конце XIX в. первые (Европейские) соревнования по катанию на коньках.



полная версия страницы