Форум » Жизнь Пушкина » Петербургские адреса А.С.Пушкина » Ответить

Петербургские адреса А.С.Пушкина

Александр: В этой отдельной теме освещаются петербургские адреса А.С.Пушкина.Постепенно сюда буду помещать материал об этих адресах.Сегодня разговор пойдет о доме О.К.Брискорн. Маленькая справка: Ольга Константиновна Брискорн — вдова тайного советника Федора Максимовича Брискорна (1759 — ок. 1824), по первому мужу Струкова. Объявление о том,что во втором этаже сдаются две квартиры: в 5 и в 7 комнат Пушкин прочитал в № 3470 Сенатских объявлений.Этот дом был сквозной на Английскую набережную, рядом с ним помещался в то время морской штаб, за которым была английская церковь. В доме Брискорн Пушкин прожил с октября 1831 года по май 1832 года. Современый адрес: Галерная ул.д.53.

Ответов - 53, стр: 1 2 3 All

Лепорелла: "ЗЕЛЕНАЯ ЛАМПА", лит.-полит. об-во (1819-20). Среди его участников - Д. Н. Барков, Н. В. Всеволожский, Ф. Н. Глинка, Н. И. Гнедич, А. А. Дельвиг, П. П. Каверин, Я. Н. Толстой, С. П. Трубецкой, А. Д. Улыбышев (всего ок. 20 чел.). Целью об-ва было "чтение лит. произведений", однако его деятельность имела несомненно полит. оттенок. "З. л." являлась "вольным об-вом" ранней декабристской орг-ции - "Союза благоденствия". Об-во получило свое назв. от лампы с зеленым абажуром, висевшей в зале, где за дружеским столом собирались участники. На заседаниях читались стихи (в т.ч. "стихи против государя и против правительства"), обзоры театр. жизни СПб., ист. и публицистич. статьи членов об-ва. Девиз об-ва: "Свет и Надежда". У участников были кольца с изображением лампы. Существует неск. стихотворных посланий А. С. Пушкина членам "З. л.". Полит. воззрения членов об-ва наиболее ярко выражены в стих. Глинки "Шарада" и в соц. утопии Улыбышева "Сон". Собр. "З. л." проходили в квартире Н.В.Всеволожского на Театральной пл., 8 (мем. доска). Лит.: Модзалевский Б. Л. К истории "Зеленой лампы" // Декабристы и их время. М., 1928. Т. 1. С. 11-61; Сашонко В. Н. Под зеленым абажуром // Белые ночи: О тех, кто прославил город на Неве. Л., 1971. [Вып. 1]. С. 139-166; Литературный Петербург пушкинской эпохи: Адрес. указ. / Сост. В. Ф. Шубин // Дома у Пушкина: [Сб. ст.]. СПб., 1994. С. 100-111. (Арс; № 1). Д. Н. Ахапкин. «СОЮЗ БЛАГОДЕНСТВИЯ», тайное общество декабристов. Создано в начале 1818 в Москве, руководящий орган (Коренная управа) с авг. 1818 находился в СПб. К концу 1820 свыше 200 членов (главным образом офицеры). Устав («Зеленая книга», названная по цвету переплета; авторы Н. М. и А. Н. Муравьевы, С. П. Трубецкой и П. И. Колошин) «явной» целью «Союза» ставил распространение просвещения и лаготворительность, «сокровенной» (известна лишь членам Коренной управы) – уничтожение крепостничества и самодержавия. Управы (группы) «С. б.» действовали в л.-гв. Семёновском, Егерском, Московском, Измайловском и Конном полках. Многие видные деятели «С. б.» были активными участниками собраний общества «Зеленая лампа», Вольного общества любителей российской словесности, Общества распространения ланкастерского обучения и др. В январе 1820 на совещании членов Коренной управы на квартире Ф. Н. Глинки (Театральная пл., 18; мем. доска) по докладу П. И. Пестеля принято решение о борьбе за установление республики в России. Разногласия между умеренным и радикальным крылом «С. б.» привели к кризису, а затем и к самороспуску (1821) общества. Наиболее активные члены «Союза» создали в 1821–22 в СПб. Северное общество, а на Юге России – Южное общество декабристов. Лит.: Ланда С.С. Дух революционных преобразований. М., 1975; Принцева Г. А., Бастарева Л. И. Декабристы в Петербурге. Л., 1975; Петербург декабристов. СПб., 2000. А. Д. Марголис

Лепорелла: Екатерининский кан.109 = Театральная пл.8 (дом Никиты Вс.); Н.Вс.Всеволожский (фото А.И.Деньера, 1850-е); дома 8-12 по Театральной пл. Видна бело-мраморная мемориальная доска, на которой (с трудом различаю слова) читаем: "В этом доме в 1819-20 гг. бывал А.С.Пушкин на собраниях литературно-политического кружка "Зеленая лампа". Со стороны Театральной пл. дом этот особого впечатления не производит, но с канала, из-за поворота от Львиного мостика - выглядывает очень даже нарядно, красиво, не побоимся этого крайне ученого слова, эстетично (удачно именно "угловое" решение). Предыдущая картинка Коровина - смешная, решился выставить её на обозрение по причине наличия свободного места и отсутствия в наличии более-менее адекватного эстетического решения непростой для всякого художника темы "Пушкин - Женщина - Поэзия - ПУШКИН".

Лепорелла: На второй фото по правую руку - угловой дом Е.М.Хованской (Екатерингофский/Р.-Корсакова,35), где жили Всеволожские, по левую руку - напротив - дом И.А.Долгорукова (Екатерингофский,37), через 2 дома от которого - дом Брагина (Екатерингоф.,43), куда на квартиру Жуковского бегал 19-20-летний Пушкин (в этих местах они и хаживали с Василием Андреевичем разнообразными Петербургскими вечерами). Отсюда в 5 минутах ходьбы - дом Клеопина (Малая Подьяческая,12), куда поэт забирался к Шаховскому "на чердак", напротив которого - через Львиный мостик - дом Голидея (Екатерининский,97) с квартирами актеров и театральной Дирекцией (неподалеку и театральное училище). "На Малую, милок, на Малую..." --- Явление Глинки (по левую его руку, т.е. справа от него на фото - всё те же дома 8, 10, 12 на Театр.пл.) Не знаю, как отнесётся к нашим "художествам" Михаил Иванович, а вот львам, судя по их доволльным улыбкам - понздравилось! На Екатерининском у Театральной: Истомину - между Училищем и домом Голидея - все, кнчн ж, узнали (за львами - Офицерская, там, поблизости, жили О.Мандельштам и А.Грин; а за ней - Мойка с Юсупово-Распутинским Дворцом, Исаакиевская, Конногвардейский, НЕВА); нежный молодой человек - это режиссер Евреинов, рядом со своим т-ром "Кривое зеркало" (справа - дом с башенкой и шпилем). Марина Заболотная. Петербургский театральный журнал, 1994, №5. Канал Грибоедова (Екатерининский), 90: «Жизнь в Коломне страх уединенна: редко покажется карета, кроме разве той, в которой ездят актеры, которая громом, звоном и бряканьем своим смущает всеобщую тишину». Кому-кому, а уж Гоголю хорошо был известен сей район Петербурга. В 1820-м году он жил на Садовой в отеле «Неаполь». Так вот: между Коломной и Сенною площадью находился редкий оазис, какой можно повстречать лишь в нашем фантастическом городе. «Волшебный край». У Никольского собора стоял великолепный Большой каменный театр. Давали страстные трагедии, оперу, балет, роскошные маскарады. Потому и жили вокруг Театральной площади поэты, драматурги, актеры. Здесь стояли дома Всеволожского, Жуковского, Глинки. В Коломне жил после окончания лицея Пушкин. «Почетный гражданин кулис» регулярно наведывался не только в театр, но пробегал чуть дальше по Екатерининскому каналу, в дом Голидея (№ 97), где была театральная типография для печатания афиш и пьес, где в бель-этаже жили Екатерина Семенова, Василий Каратыгин, Александра Колосова. К последней-то и ходил в гости шустрый, всегда веселый, артистичный Саша Пушкин. В третьем этаже того же дома находилась церковь, где отпевали великого трагика Алексея Яковлева. Через дом от Голидея (№ 93) находилось Театральное училище. Все дороги вели к Театру. Одна из них, может, самая популярная – по набережной Екатерининского канала. Всякий, кто шел этим путем, непременно обращал внимание на большой скучный пустырь на углу Средней Подьяческой. Ветер здесь дул нещадно, пока не выстроил на этом месте коллежский советник Сац деревянный дом (Ек.,90). Ближе к Театру шла Малая Подъяческая. Здесь, у Львиного моста, жил «на чердаке» начальник репертуарной части Петербургских императорских театров драматург и режиссер А. Шаховской. Место удобное, и к театру близкое, и до училища рукой подать. «На чердак» к Шаховскому (Мал.Под.12) Пушкина привел Катенин. Там, где жил Шаховской в 1820-м, рядом, в 1865-м, убили старуху-процентщицу. Кто знает, может, в молодости она была с ним знакома? А на Сенной, посреди площади, стоял на коленях покаянный Раскольников — «молодой человек замечательной наружности, хотя и худо одетый. Впрочем, квартал был таков, что костюмом здесь было трудно кого-нибудь удивить». В петербургских трущобах между Сенным и Никольским рынками — самые грязные кабаки и притоны, самые смрадные торговые лавчонки. Где-то ближе к Коломне бродит гоголевский талисман несчастья, роскоши и смерти — дьявол-ростовщик. В год смерти Пушкина дом № 90 по Екатерининскому каналу был перестроен новым хозяином, чиновником Николаем Татариновым. Теперь это был двухэтажный каменный особняк. Таким его видели вплоть до начала нашего века, пока он не перешел во владение Первого общественного собрания и в 1907 году был перестроен по проекту О. Р. Мунца. На первом этаже теперь располагались деловые комнаты, библиотека и бильярдная. Второй же этаж занимал прекрасный театральный зал на 700 мест со служебными помещениями. Здесь выступали Анна Павлова и Тамара Карсавина, собирались на репетиции артисты труппы С. Дягилева — будущие участники «Русских сезонов» в Париже. Здесь, в Екатерининском театре, два года работала труппа Н.Г. Северского. Но истинную славу здание приобрело во времена «Кривого зеркала», — театра малых форм, который переехал сюда в 1909 году из Литейной части (Литейный пр., 42, бывший Юсуповский дворец, ныне Лекторий общества «Знание»). Его основательница Зинаида Васильевна Холмская писала в дневнике: «Каждый раз, когда я думаю о „Кривом зеркале“, мне припоминается чудесная сказка Андерсена о чертовом зеркале пересмешника Тролля. Зеркало это, отражавшее всех и вся в карикатурном виде, однажды разбилось… Должно быть, один из осколков этого чертова зеркала попал и в меня… и заставил видеть только гримасы. Как плоски, неостроумны и пошлы опереточные отсебятины и неизменные куплеты о городских мостовых. Нет! Надо создать совершенно новый, свободный от всяких штампов веселый театр осмысленного смеха!». С 1919 года застучали по набережной грубые сапоги. Здание кривозеркальцев стало относиться к управлению Балтийским флотом. Здесь Корней Чуковский вел литературную студию для моряков. Работали курсы журналистов. 1 июня 1920 года открылся показательный Театр оперы, драмы и балета Политуправления Балтийского флота. Политотдел имел в своем составе около двухсот сотрудников, собственный оркестр под управлением С.А. Самосуда, труппу артистов, группу лекторов. Первый концерт в здании бывшего «Кривого зеркала» симфонического оркестра (составленного внушительными именами исполнителей) Балтфлота состоялся 23 июня 1920 года и был посвящен творчеству Н.А. Римского-Корсакова. Однако уже через два года оперная труппа и оркестр прекратили свое существование. В 1924 году здесь открылась Белорусская киностудия. Странное событие! Тем более, что просуществовала «фабрика снов» вплоть до 1939 года, видела многих великих кино- и театральных актеров на съемках. С 1939 года здание занимало конструкторское бюро «Балтсудопроект». Некогда прекрасный зрительный зал был переоборудован, балкон театра превратился в небольшие выгородки-отделы. Много раз театральные люди с тоской смотрели на это здание с мечтою возродить здесь театральное дело… ТЕАТРАЛЬНОЕ УЧИЛИЩЕ Петербургское Императорское, ведет историю от Танцевальной школы (1738), муз. Школы при Придворном оркестре (1740), связано с деятельностью И.А. Дмитревского по подготовке актеров из учеников московских и петербургских Воспитательных домов и прочих образовательных учреждений. По одной из версий, датой открытия ТУ (Школы) считается 1779, когда "мальчики и девушки театральные" были размещены в здании Лейб-кампанского дома на углу Миллионной ул. и Зимней канавки; по другой – 1783, когда П.А. Соймонов собрал учеников балета, драмы, оперы, музыки и театральной живописи в одной школе (дом Зейдлера, ныне Кутузовская наб., 18), имевшей в программе обучения общие для воспитанников дисциплины: музыка, танцы, пение, декламация, рисование, русская грамота, математика, французский и итальянский языки. Специализация осуществлялась в последние годы обучения. Драматический класс возглавил Дмитревский. Установка на универсальное художественное образование воспитанников стала программной с 1792-94, когда директором над зрелищами и музыкой князь Н.Б. Юсупов осуществил проект совместного обучения всех воспитанников, предложенный супругами Казасси. В училище имелась своя учебная сцена. В 1809 разработан Устав школы, регламентировавший правила приема, организацию и программу обучения. С 1829 Петербургское императорское Театральное училище, по Положению 1829 года, разделено на мужскую и женскую части и на балетный и оперно-драматический разряды… На рубеже 18-19 вв. школа сменила несколько адресов. В 1836 она обосновалась на Театральной (Зодчего Росси) ул. Детей набирали в возр. 9-13 лет, длительность их пребывания в училище определялась индивидуально (обычно 3-4 года) Большинство принадлежало к мещанскому сословию, но были и крепостные. Некоторые выпускники, обученные в училище нескольким профессиям, состояли одновременно на службе в балетной и драматической труппах.


Лепорелла: Коллегия иностранных дел - Английская,32/ Галерная,21 (в 1750-60-е этот дом для Б.А.Куракина построил арх М.А.Башмаков, в 1782-3 он был перестроен Д.Кваренги, а в 1855 - еще раз, архитектором И.Д.Черником). Слева - дом 28 на Английской наб., в котором в 1830-е годы жил Всеволожский.

Лепорелла: справа дома 1, 3, 5 по Пантелеймоновской улице, здсь Пушкин и жил с 20 ноября 33-года после Болдино

Лепорелла: мы стоим там, где в 1831 проносился Пушкин, спеша в первую ИХ квартиру на Галерной ул. (быв.Красная) 53, или же - выбегая из неё в сторону Благовещенской площади, Конногвардейского бульвара, Адмиралтейства ...

marta: Любуюсь и благодарю. Сама же в Кёниге столько не помещаю из опасения, что комп опять выкинет номер. Вдруг включился...

Лепорелла: у Калинкина моста: здесь заканчивается Садовая, а Екатерининский впадает в Фонтанку (по центру дома под номерами 199-97-95-93-91-89-87 и 185) http://spb.rbc.ru/topnews/14/04/2008/157095.shtml

Арина Родионовна: Лепорелла, дорогой, очень благодарна, что вы подхватили фотоаппарат, а также клавиатуру, выпавшие из рук Александра, и не дали зачахнуть этой теме!

Лепорелла: так это ... учителя достойные были ... пахлавы восточной ... планку высоко-о-о задрали ... мы теперь и тщимся ... так ... по мелочи впрочем, СПАСИБО , нянюшка, стараемся, не покладаем

Арина Родионовна: Это вам спасибо!

Лепорелла:

Светлана: Лепорелла, это у Вас "Литературные места Петербурга"?.. Хорошая книга, у меня она есть :)



полная версия страницы