Форум » Жизнь Пушкина » Пушкин и Кёнигсберг » Ответить

Пушкин и Кёнигсберг

marta: В нашем городе Пушкин никогда не был. Всем известно, что он был "невыездным". Можно было бы на этом и закончить свой рассказ, но есть примеры, которые вдохновляют. Я уже писала о книге М.Гайнуллина и В.Бобылёвой "Эстонская пушкиниана", есть книга "Итальянская пушкиниана" (не помню авторов, один из них, кажется ,Глушкова /или Глушакова/). Но Пушкина не бывал ни в Эстонии, ни в Италии. А читать эти книги интересно. На одной из веток уже зашёл разговор о великом кёнигсбержце - Иммануиле Канте. Он считал, что у человечества есть два благородных недуга: тоска по другим странам и тоска по родине. Тоска по родине - это ностальгия. А вот тоску по другим странам одним словом не назовёшь. Это тоска по чужбине. Запад притягивал современников Пушкина, а путь туда из России лежал через наш город, по Куршской косе, и многие из россиян, проезжавших через Восточную Пруссию, оставили воспоминания об этих краях. Не удивлюсь, если у Пушкина есть какие-то записи о нашем городе: он работал над Историей Петра, а Пётр 1 неоднократно здесь бывал и во времена Великого Посольства даже подписал свой первый дипломатический договор, который называют кёнигсбергским. В этом году (я уже также писала об этом) должна выйти книга Л.А.Калинникова "Пушкин и Кант". На Форуме мне был задан вопрос, что же можно написать о Пушкине и Канте, какие эпохальные открытия мог сделать автор? Работу над книгой автор начал уже давно. Передо мной его монография "Кант в русской философской культуре", где есть глава "Проблемы эстетики и философии искусства" . Вот то немногое, что туда входит: - Теория гения в эстетикек Канта и "Моцарт и Сальери" Пушкина - Кант и Пушкин: конфликт с философией Просвещения - Кант о свойствах гения и анти-герой Сальери в трагедии - Пушкин, Кант и романтизм. На этом остановлюсь. Продолжение будет, если только это всем интересно.

Ответов - 341, стр: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 All

Лепорелла: «самые умные люди города, как мне кажется» - данная своевременная оговорка с Вашими "самыми умными люди города, как мне кажется", Вас спасает не только от Соловков, но и от дальнейших наших "нападок" (это только Вам так кажется) на вашего (имею в виду исключительно "самых умных людей города"), как нам кажется, всё же Святого Адальберта, а чтобы нам всем больше ничего "не казалось" ... ну, мы все знаем спасительные Соловецкие средства чтоб "в очах не двоились образа" ... уф-ф-ф http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A0%D0%B0%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%BB_%D1%85%D1%80%D0%B8%D1%81%D1%82%D0%B8%D0%B0%D0%BD%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B9_%D1%86%D0%B5%D1%80%D0%BA%D0%B2%D0%B8_(1054)

Светлана: Марта, Вы совершенно правы!.. Тем более, что это абсолютно бесполезное дело что-то "доказывать" церкви...:)

marta: Спасибо, Светлана. Спасибо, Лепорелла. Вот тут я воскликну: "Ох ты!!!!!" Год проставлен 1054. А я сомневалась... Думала, может, 1033? Но даже если и так.,всё равно Адальберт мой.


Лепорелла: 1453, поэтому 1054 (как было бы "красиво", извините, если бы 1450 и 1054 -- циклическая перестановка с отражением [это, пожалуй, уже личное, так что опять извиняйте, пожалуйста]) http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9F%D0%B0%D0%B4%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5_%D0%9A%D0%BE%D0%BD%D1%81%D1%82%D0%B0%D0%BD%D1%82%D0%B8%D0%BD%D0%BE%D0%BF%D0%BE%D0%BB%D1%8F

marta: Спасибо за поддержку и прекрасную беседу.

Светлана: Марта, я нашла упоминание еще об одном Адальберте (епископе), который пытался крестить Русь еще при княгине Ольге :) В "выборе веры", описанном Нестором, Владимир отказал немцам-католикам и сказал им: "Идите, откуда пришли, ибо и отцы наши не приняли этого". Почему он так сказал?.. Оказывается, Ольга около 960 г. приглашала на Русь германского епископа Адальберта и священников латинского обряда, но после неудачи своей миссии они были вынуждены покинуть Киев. Отсюда, кстати, пошла версия о том, что княгиня Ольга изначально была католичкой (то есть крещена по католическому обряду). А вот как пишет о причинах неудачи миссии Адальберта Л.Н.Гумилев: "Сложнее причины отказа Владимира немцам-католикам. Его слова неясны: "Идите, откуда пришли, ибо и отцы наши не приняли этого". Попробуем разобраться, что именно "не приняли отцы". В середине Х в. на Русь прибыл епископ Адальберт с миссией крещения княгини Ольги и киевлян. Адальберт потерпел неудачу, но "не по своей нерадивости". Известно, что в середине века на святой престол иногда всходили очень грешные папы. В 955 г. на папский престол воссел шестнадцатилетний юноша, нареченный папой Иоанном XII. Ватиканский двор стал вертепом продажных женщин. Если бы папа был только охотником, игроком, волокитой и пьяницей, то это было бы еще полбеды. Но римский первосвященник давал пиры с возлияниями в честь древних языческих богов и пил за здоровье Сатаны. Конечно, вести о таких "подвигах" достигали Руси. Хронологическое совпадение бесчинств в Риме и изгнания Адальберта из Киева случайностью быть не может. Поэтому традиция отвержения латинской веры и сознательного выбора греческой действительно восходит к предкам Владимира на княжеском столе: княгине Ольге и ее внуку Ярополку." А вот что говорит Гумилев о расколе в христианской церкви в то время: "Во время, предшествовавшее крещению Руси, нарастали грозные признаки грядущего раскола в дотоле едином христианском мире. И здесь в основе идеологических споров также лежали природные, объективные процессы этногенеза. Находившаяся в фазе пассионарного подъема западноевропейская суперэтническая целостность ощущала свое отличие от других суперэтносов очень остро и облекала его в ризы церковного превосходства, именуя "Христианским миром" только себя. Борьба между православием и католичеством начинала переходить из сферы теологических разногласий в область политики. Германский император Оттон II на имперском сейме 983 г. в Вероне добился решения о войне против "греков и сарацин". Такое уравнивание православных христиан с мусульманами уже не позволяло говорить о единстве церкви Христа, делало вполне реальной угрозу католического натиска на Восток, в том числе и на Русь. На Руси это понимали слишком хорошо, так как еще до веронского сейма польский король-католик Мешко 1 воевал с киевским князем из-за Червленой Руси (Галиции), а уже упоминавшийся Оттон II - с западными славянами на реке Эльбе (Лабе). Л.Н.Гумилев "От Руси к России", глава "Крещение Руси" http://www.kulichki.com/~gumilev/R2R/r2r01b.htm А здесь еще о причинах неудачи Адальберта и политических причинах выбора "греческой веры" :) http://www.history.pu.ru/struct/cathed/russian/zao/5.rtf Что говорят о крещении Руси западноевропейские источники? После своего возвращения из Константинополя в 959 г. Ольга, хотя она якобы и приняла крещение по «греческому закону» в Византии, не стала развивать контакты с греками, а послала послов в Германию, к королю Оттону I (936-973, с 962 г. ѕ император). Княгиня просила прислать на Русь для крещения епископа и священников, то есть избрала западное, а не восточное христиан-ство. В 961 г. в Киев отправился епископ Адальберт, но через год вернулся. Его миссия потерпела полную неудачу. О ней он рассказал в составленном собственноручно продолжении «Хроники Регинона Прюмского» (кон. Х в.). Из рассказа о миссии Адальберта 961 г. можно сделать вывод, что на-кануне крещения русские князья лавировали между Европой и Царьградом. Проблема выбора заключалось в следующем: в какую церковно-политическую систему войдет Русь: Византийскую империю или ѕ Священ-ную Римскую империю, Германскую империю (Оттон получил в Риме импе-раторскую корону в 962 г.). Тут все зависело от цены крещения: чего запро-сят от Руси ее новые церковные владыки. В 959 г. у Ольги византийский им-ператор Константин VII просил войска для собственных, имперских войн. Ольга раздраженно отказала. И, вернувшись на Русь, отправила послов к От-тону, сделав выбор в пользу Запада. Оттон распорядился готовить Адальберта и его миссию для крещения Руси. Но! Оттон как раз в 962 г. собирается короноваться в Риме император-ской короной и провозгласить свою Германскую империю Священной Рим-ской империей, наследницей Великой Римской империи. И здесь ему была крайне важна лояльность Константинополя, Восточной Римской империи. Поскольку Киев находился в сфере влияния Византии, Оттон не спешит, и пытается договориться с Царьградом: Русь в обмен на поддержку византий-ским императором коронации Оттона в Риме. Таким образом, молодое Рус-ское государство оказалось разменной картой в большой европейской поли-тике. Но Оттон опоздал. Новый византийский император Роман II (959-963), едва узнав о подготовке миссии Адальберта, не пожелал ничего и слушать. Летом 960 г. между Германией и Византией произошел резкий разрыв отно-шений. Оттон был вынужден выбивать из византийского василевса призна-ния своего императорского титула путем войны с Византией, нападением на ее владения на юге Италии (Апулию и Калабрию) в 968-971 гг. Поэтому Адальберта в 961 г. на Русь все-таки отправили, терять было уже нечего. Однако Оттон опоздал и тут: Роман II успел заключить либо с Ольгой, либо уже со Святославом какие-то союзные соглашения. Во всяком случае, русские войска отправились в Византию и в августе 960 – марте 961 гг. участвовал в отвоевании о. Крит у арабов. В дальнейшем политический союз с Византией закономерно привел к крещению по восточному образцу, «от греков». Византия показалась русским князьям более близким, понятным, а, главное, безопасным союзником. Явная заинтересованность византийцев в использовании на своей стороне русской армии говорило о том, что Русь однозначно превосходила эллинов в военном отношении. Про германский мир этого сказать было нельзя: мы знаем о не-скольких случаях участия германских войск в походах на Русь в ХI-ХII вв. Правда, они приходили не сами, а по приглашению самих русских князей, как союзники одной из соперничающих сторон ѕ но все же приходили. А нога византийского воина никогда не ступала на русскую землю. Византия смотрелась явно безопасней, не способной «подмять» под себя Русь в случае крещения и включения Руси в систему епархий Византийской империи.

Лепорелла: Светлана, спасибо за Гумилёва был ещё третий вариант -- Иудаизм (официальная религия в Хазарском царстве-каганате)

marta: И я очень благодарна. Но завтра всё же об этом поговорю.

Арина Родионовна: Вот очень странно. Смотрите, когда читаешь Святцы, любезно предоставленные нам Лепореллой, видишь очень много не еврейских, не халдейских, и не греческих, а латинских имён. Прочитайте внимательно, по разным буковкам пройдитесь. Вот странно, какой-нибудь Акила или Фавмасий являются святыми для Российской Православной Церкви, а Адальберт – нет. И в качестве Войцека тоже…Странно…

Лепорелла: согласен - странно (может ... ушлют-таки на Соловки меня с вами со всеми ... может, это отредактированные Святцы -- после 12-го года, XVII века?)

Арина Родионовна: Вот кто глумится-то!!! А то всё "нянюшка", "Нянюшка"!! Лепореллушка!

Светлана: Лепорелла пишет: был ещё третий вариант -- Иудаизм (официальная религия в Хазарском царстве-каганате) Вы имеете в виду "выбор веры" Владимиром?.. Тогда еще четвертый вариант - мусульманство (Волжская Булгария). Лепорелла пишет: может, это отредактированные Святцы -- после 12-го года, XVII века?) Мне кажется, что "отредактированы" они были гораздо раньше... :)

Лепорелла: нас там не было, впрочем, и летописцев, тк нзвмх, т.е. официальных хроникеров ея правящего Двора княжеского/государева/царского... тоже! если я чего не путаю ... выбор был между Римом и Царьградом, т.е. католическим Миром-Верой и Византией (иудаизм был первым отринут) ВЕЛИКОЛЕПИЕ (если угодно, "ляпота") ВИЗАНТИЙСКОЙ СЛУЖБЫ (пьение зело благолепно до полного "опьянения"), РОСКОШЬ, ЗОЛОТО, ПОРФИРЫ, ХРАМЫ ... САМЫЙ ГРЕЧЕСКИЙ КАНОН ... в любом случае, решение то было -- политическим, т.е. властительно-волевым а дальше ... 1000 лет "боремся" с язычниками, предрассудками, фобиями, маниями и ... суевериями так-то ... я думаю

Светлана: Лепорелла пишет: в любом случае, решение то было -- политическим Конечно, политическим!.. Уж, наверное, не "ляпотой" прельстился Владимир!.. Ему, как язычнику, по-моему, по большому счету, было все равно, какую веру принимать, мог бы и вообще не креститься, если бы смог устроить свой единый языческий "пантеон"... :) Лепорелла пишет: а дальше ... 1000 лет "боремся" с язычниками, предрассудками, фобиями, маниями и ... суевериями Вы думаете, если бы приняли другую веру, было бы иначе?..

Лепорелла: чистая победа ... кружевницы-вышивальщицы (по историческим полотнам и материям)! сдаюсь на милость

Светлана: Ну вот, как всегда, последнее слово за Вами!.. :))))

Лепорелла: это ещё не"Последнее слово", слв Бг

Светлана: Ну, я надеюсь!.. :)))

marta: Тихо, тихо! Я только что от краеведов. Всё так, как я и говорила. Адальберт, принявший мученическую смерть и явивший миру чудеса, стал Святым у католиков. А православие его не признаёт. Но изначально он был просто христианином. Общим.

Лепорелла: вопчем ... Ваше время - Н А И С Т Ё К Е ... 1 апреля на носу ... спешите просветить и обратить в веру свою ... мартовскую (гы)



полная версия страницы