Форум » Жизнь Пушкина » Пушкин и Кёнигсберг » Ответить

Пушкин и Кёнигсберг

marta: В нашем городе Пушкин никогда не был. Всем известно, что он был "невыездным". Можно было бы на этом и закончить свой рассказ, но есть примеры, которые вдохновляют. Я уже писала о книге М.Гайнуллина и В.Бобылёвой "Эстонская пушкиниана", есть книга "Итальянская пушкиниана" (не помню авторов, один из них, кажется ,Глушкова /или Глушакова/). Но Пушкина не бывал ни в Эстонии, ни в Италии. А читать эти книги интересно. На одной из веток уже зашёл разговор о великом кёнигсбержце - Иммануиле Канте. Он считал, что у человечества есть два благородных недуга: тоска по другим странам и тоска по родине. Тоска по родине - это ностальгия. А вот тоску по другим странам одним словом не назовёшь. Это тоска по чужбине. Запад притягивал современников Пушкина, а путь туда из России лежал через наш город, по Куршской косе, и многие из россиян, проезжавших через Восточную Пруссию, оставили воспоминания об этих краях. Не удивлюсь, если у Пушкина есть какие-то записи о нашем городе: он работал над Историей Петра, а Пётр 1 неоднократно здесь бывал и во времена Великого Посольства даже подписал свой первый дипломатический договор, который называют кёнигсбергским. В этом году (я уже также писала об этом) должна выйти книга Л.А.Калинникова "Пушкин и Кант". На Форуме мне был задан вопрос, что же можно написать о Пушкине и Канте, какие эпохальные открытия мог сделать автор? Работу над книгой автор начал уже давно. Передо мной его монография "Кант в русской философской культуре", где есть глава "Проблемы эстетики и философии искусства" . Вот то немногое, что туда входит: - Теория гения в эстетикек Канта и "Моцарт и Сальери" Пушкина - Кант и Пушкин: конфликт с философией Просвещения - Кант о свойствах гения и анти-герой Сальери в трагедии - Пушкин, Кант и романтизм. На этом остановлюсь. Продолжение будет, если только это всем интересно.

Ответов - 341, стр: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 All

marta: Да, помню. Но неужели никого не обратила? Конечно же, я - не Адальберт... Надеюсь, что когда моё время кончится, то карета из тыквы будет всё же меня ждать у подъезда. В городе столько событий, столько интересного, столько приглашений.... Бедные сестры Гончаровы! Коко писала в письме к брату, что если "говорильные вечера" и балы бывают каждый день (да если ещё при этом нет личной заинтересованности), то это очень трудно. В апреле у нас по нескольку мероприятий почти каждый день. Программу могу написать. Приедете ли?

Лепорелла: ПОСТУНАСВЕЛИКИЙ (Боже, куда я опять попал?)

Сверчок: Постунас Великий – это какой-то литовский князь?


Лепорелла: п/о Стунасве (Ликий)

marta: И у нас... Но на день рождения Канта? Такая программа!

Лепорелла: это что ... 1 апреля что ли?.. щас у Шишкова... нет у Гугла спросим... тэк-с... «Эммануи́л Кант (нем. Immanuel Kant; 22 апреля 1724 — 12 февраля 1804) — немецкий философ, родоначальник немецкой классической философии, стоящий на грани эпох Просвещения и Романтизма. Родился в небогатой семье ремесленника-седельщика. Мальчик был назван в честь святого Эммануила, в переводе это еврейское имя означает «с нами Бог». Попечением доктора теологии Франца Альберта Шульца, заметившего в Иммануиле одарённость, Кант закончил престижную гимназию «Фридрихс-Коллегиум», а затем поступил в Кёнигсбергский университет. Из-за смерти отца завершить учёбу ему не удаётся и, чтобы прокормить семью, Кант на 10 лет становится домашним учителем. Именно в это время, в 1747—1755, он разработал и опубликовал космогоническую гипотезу происхождения Солнечной системы из первоначальной туманности, не утратившую актуальности до сих пор. В 1755 Кант защищает диссертацию и получает докторскую степень, что, наконец, даёт ему право преподавать в университете. Начались сорок лет преподавательской деятельности. Естественнонаучные и философские изыскания Канта дополняются «политологическими» опусами: в трактате «К вечному миру» он впервые прописал культурные и философские основы будущего объединения Европы в семью просвещённых народов, утверждая, что «просвещение — это мужество пользоваться собственным разумом». С 1770 принято вести отсчет «критического» периода в творчестве Канта. В этом году в возрасте 46 лет он назначен профессором логики и метафизики Кёнигсбергского университета, где до 1797 преподавал обширный цикл дисциплин — философских, математических, физических. К этому времени вызрело принципиально важное признание Канта о целях его работы : «Давно задуманный план относительно того, как нужно обработать поле чистой философии, состоял в решении трёх задач: 1) что я могу знать? (метафизика); 2) что я должен делать? (мораль); 3) на что я смею надеяться? (религия); наконец, за этим должна была последовать четвёртая задача — что такое человек? (антропология, лекции по которой я читаю в течение более чем двадцати лет)». В этот период Кантом были написаны фундаментальные философские работы, принесшие ученому репутацию одного из выдающихся мыслителей XVIII века и оказавшие огромное влияние на дальнейшее развитие мировой философской мысли: «Критика чистого разума» (1781) — гносеология(эпистемология) «Критика практического разума» (1788) — этика «Критика способности суждения» (1790) — эстетика Будучи слаб здоровьем, Кант подчинил свою жизнь жёсткому режиму, что позволило ему пережить всех своих друзей. Его точность следования распорядку стала притчей во языцех даже среди пунктуальных немцев и вызвала к жизни немало поговорок и анекдотов. Женат он не был, говоря, что когда он хотел иметь жену, он не мог её содержать, а когда уже мог — то не хотел… Кант был похоронен рядом с северной стеной Кафедрального собора Кёнигсберга, над его могилой была возведена часовня. В 1924 году, к 200-летию Канта, часовню заменили новым сооружением, в виде открытого колонного зала, разительно отличающимся по стилю от самого собора.» И Ч Т О ?

marta: Рассказываю. Сегодня в Клубе был наш "бобовый король" и пригласил всех: 1. 21.04. - встреча друзей бобового короля (я уже писала об этой кантовской традиции). Будут доклады друзей Канта (и наших, и из Германии) . 2. 22.04. в университете лекцияи (в том числе Калинникова, о нём я тоже говорила). Это утром. Днём - в Кафедральном соборе выступление Одинцова (он восстановил собор) и других и органный концерт. Услышим также скрипки супругов Вик (из Германии). Открыто для всех, вход бесплатный. Затем прогулка по острову Канта (бывш.Кнайпхоф), установление табличек на местах, где он жил. Инсценировки. В 17.24, как и всегда, возложение цветов на могилу Канта.

Лепорелла: мы 22 апреля не можем -- субботник первоапрельский, звиняйте, пардон

Арина Родионовна: Эх, закатилась бы я в Кёнигсберг, но нет такой возможности! Марта, вы нам подробно всё опишите, с фотографиями, договорились?

marta: Всенепременно, дорогая нянюшка.

marta: мы 22 апреля не можем -- субботник первоапрельский Дело было в январе - первого апреля. Жарко было на дворе - мы заледенели...

marta: Объявление Не так давно открыт сайт www.pregolia-art.com Это первый виртуальный калининградский арт-салон Я там ещё не была Сейчас иду

marta: Всем - подарок из галереи

Лепорелла: http://www.pregolia-art.com Воззрения Кота Мурра (2008)

marta: Я в "Преголя-арт" была очень недолго. Вечером поброжу побольше. Какой кот! Напишите о впечатлениях от сайта, хоть несколько слов.

marta: Из "Калининградской правды" Жизнь 21 марта, 10:29 Муж – в пруду, а жёны где? Владимир МЫШКИН Примерно год назад «Калининградская правда» рассказала об удивительной судьбе одного из самых загадочных исторических деятелей Восточной Пруссии, с 1657-го по 1679 год занимавшего должность губернатора Пиллау. По версии ныне покойного черняховского краеведа Геннадия Разумного, дочь этого человека путем династических браков «разнесла» по монаршим дворам Европы гемофилию – болезнь несвертываемости крови. От которой, кстати, страдал и сын последнего русского царя Николая II – Алексей. Что касается самого де ля Кава (по другой версии - Каве), то об этом французе, бежавшем из своей страны в Пруссию, спасаясь от религиозных гонений на протестантов, ходят разные легенды. Кое-кто даже говорит о нем как о кровожадном маньяке, приглашавшем в крепость Пиллау молодых дам, которые потом куда-то бесследно исчезали. Слуги находили только остатки женской одежды в камине. Директор областного историко-художественного музея Сергей Якимов в своей книге «Серебряный осетр в золотой короне» пишет, что прусским чиновникам губернатор-француз запомнился еще и тем, что обучал их вежливому обращению и светским манерам, используя в качестве пособия обыкновенную палку. Но большую часть своего времени губернатор отводил строительству и обороне крепости. Однако его энергичные действия едва не стали причиной экологической катастрофы. По приказу Пьера де ля Кава на побережье полуострова и косе Фрише-Нерунг были вырублены зеленые насаждения. Через короткое время жилища селян оказались засыпанными песком, дюны подступили и к крепостным стенам. Более ста лет жители Пруссии устраняли последствия этого необдуманного решения. Но еще до этой, едва не ставшей роковой ошибки де ля Каву в 1651-м были пожалованы земли близ Инстербурга, где он в скором времени основал деревню Дидлакен (ныне поселок Тельманово) и возвел там церковь. В пристроенном к этой церкви мавзолее благодарные потомки и поместили мумию умершего в 1679 году француза. В течение нескольких веков во время кипевших на территории Восточной Пруссии войн мумия периодически выбрасывалась в близлежащий пруд, но потом всякий раз заботливо извлекалась оттуда местными жителями и помещалась на место. Однако в 1945-м она последний раз оказалась в пруду – и не вернулась. В прошлом году черняховский бизнесмен Михаил Яновский вознамерился извлечь останки несчастного де ля Кава из водоема. Однако сделать это оказалось совсем непросто, поскольку дна как такового в пруду нет, а есть толстенный слой грязи, под которым может быть все что угодно. По уму, прудик следовало бы осушить, но пока это невозможно сделать по техническим причинам. Впрочем, Яновский не отчаивается. Поиски мумии ведутся вручную. То есть один из помощников бизнесмена надевает водолазный костюм и исследует илистые отложения. Мумию поисковики пока не нашли, зато «выловили» из пруда полуметровую гипсовую статуэтку женщины. Случилось это прошлым летом. А не так давно практически случайно нащупали в иле маленькую бронзовую фигуру всадника. Имеет ли она какую-нибудь художественную или историческую ценность, сказать трудно. Скорее всего - нет. Но выглядит весьма эффектно. И уже только это вселяет исследователям веру в успех предприятия. - Да фигурка это еще что! – машет рукой Яновский. - Тут не так давно мы наткнулись на старинные немецкие источники, которые переворачивают наше представление о том, где были похоронены жены де ля Кава. Прежде предполагалось, что Альвара Арнольда фон Мюнстер и Анна Агнес (наш герой дважды «ходил» под венец) были похоронены непосредственно в кирхе, теперь есть сведения, что – в совершенно другом месте. В каком именно – не скажу, чтобы «черным» копателям наводки не давать!

Кочубеевна: marta пишет: Тихо, тихо! Я только что от краеведов. Всё так, как я и говорила. Адальберт, принявший мученическую смерть и явивший миру чудеса, стал Святым у католиков. А православие его не признаёт. Но изначально он был просто христианином. Общим. Совершенно верно. Во времена княгини Ольги Русь посещали миссионеры из разных концов света - одними из первых вообще были ирландские монахи. И в то время вообще не существовало понятий "католичество" и "православие". Были, как впрочем, и сейчас остаются многие обряды в Католической церкви ( на сегодня Католическая церковь по всему миру служит в 15 обрядах). Итак, на Руси не прижился в полноте римский обряд, но вовсе не по каким-то "глубоко духовным причинам", а просто потому, что св. княгиня Ольга не дошла в своей политике до введения христианства, как официальной государственной религии. Если бы она это сделала, и решила бы принять исповедание веры в заподном варианте - молились бы на наших землях все, как миленькие, в римском обряде. Но Владимир, на долю которого именно и пала обязанность установления на Руси христианства, имел на сей счет свои планы. Он совершенно справедливо рассудил, что принимать христианство из Византии намного выгоднее для Руси, чем, например, наводить такой серьезный контакт непосредственно с Римом. Ведь Византия была и стратегическим и экономическим портнером Руси. Вот и все. Так что все христиане принадлежали в то время к Единой Вселенской Христовой Церкви - просто имели разные литургические традиции. А насчет ислама - у Владимира, думаю, и в мыслях такой глупости не было. Это было бы вредно политически, но кроме того, думаю, у него все жне не обошлось без откровений, и скорее всего, Господь действительно просветил его.

marta: Спасибо, Кочубеевна. Одной мне было трудно.

Лепорелла: «Одной мне было трудно.» -- так с Кантом или всё же с Адальбертом? (мы волнуемся за обоих, разумеется, но Платон нам - кто?)

marta: Нам, милый Л-лла, дороже истина. Имею в виду Адальберта. Думаю, что всё же не умел он убеждать! Не владел словом. Потому и погиб. А много ли есть примеров такого убеждения? Уж как умел говоорить Троцкий, а и его не пощадили.



полная версия страницы