Форум » Жизнь Пушкина » Пушкин в Нижнем Новгороде (продолжение) » Ответить

Пушкин в Нижнем Новгороде (продолжение)

Светлана: Продолжаем обзор достопримечательностей Нижнего Новгорода :) Немного о пребывании в Нижнем Т.Г.Шевченко и его «путевых» впечатлениях от Нижнего :) (по материалам из книги "Живописный Нижний Новгород", оттуда же сканированы рисунки Шевченко). Т.Г.Шевченко провел в Нижнем Новгороде полгода, с сентября 1857 г. по март 1858 г. Здесь он был «приостановлен» во время возвращения в Петербург из десятилетней ссылки. «Нижний Новгород во многих отношениях интересный город», - сразу заметил украинский гость. С путеводителем в руках Шевченко осматривал достопримечательности и архитектурные памятники города. По словам автора книги о Т.Г.Шевченко Константина Паустовского, «архитектуру Тарас впервые полюбил в Вильно, сохранил эту любовь на всю жизнь. Потом, на Украине и в Нижнем Новгороде он зарисовывал старинные здания, восторгался их пропорциями, строгостью линии и позабытыми строителями этих зданий – большей частью «простыми крепостными холопами». В этот период Шевченко много рисовал, в основном – нижегородские храмы, о которых он писал 26 сентября 1857 г. в своем «Дневнике» - бесценном свидетельстве жизни и быта, культуры и истории Нижнего Новгорода второй половины XIX в.: «Старинные нижегородские церкви меня просто очаровали. Они так милы, так гармонически пестры…» Т.Г.Шевченко. Благовещенский собор в Нижнем Новгороде. 1857 г. (находился перед Кремлем на Благовещенской площади – сейчас площадь Минина). «Я, однако, сегодня перехитрил упрямую погоду. Рано утром пошел в трактир, спросил себе чаю и нарисовал из окна Благовещенский собор. Древнейшая в Нижнем церковь». («Дневник», 16 сентября 1857 г.) Т.Г.Шевченко. Церковь Св.Николая в Нижнем Новгороде. 1857 г. «Нарисовал я кое-как церковь Николая за Почайной, построенную в 1372 г., вероятно, тоже в ознаменование какого-нибудь кровопролития». «Дневник», 28 октября 1857 г. Автор ошибся: на рисунке изображена церковь Жен Мироносиц на современной ул. Добролюбова. Видимо, Шевченко был невнимателен определяя достопримечательности по путеводителю (причем он также часто ошибается, сообщая самую первую дату постройки, не учитывая, что с тех пор церкви неоднократно перестраивались). Именно так – «Церковь св. Николая» - атрибутируется до настоящего времени в Киевском музее Т.Г.Шевченко рисунок от 28 октября, на котором представлена церковь Жен Мироносиц. Дело в том, что сами рисунки Шевченко, выполненные в Нижнем, хранятся в Киевском музее Т.Г.Шевченко, а коллекция факсимильных репродукций с них находится в нижегородском музее Н.А.Добролюбова. Т.Г.Шевченко. Благовещенский монастырь в Нижнем Новгороде. 1857 г. «Пользуясь погодой, я совершил прогулку вокруг города с удовольствием и не без пользы. В заключение прогулки нарисовал Благовещенский монастырь. Старое, искаженное новыми пристройками здание. Главная церковь, колокольня – не совсем уцелели от варварского возобновления. Остались только две башни над трапезой неприкосновенными. И какие они красавицы! Точно две юные, прекрасные, чистые отроковицы грациозно подняли свои головки. Прекрасное, ненаглядное создание! Благовещенский монастырь основан в XIV столетии св. Алексием митрополитом, к этому времени принадлежат и прекрасные башни. Соборная церковь монастыря построена в 1649 г. Местоположение монастыря очаровательное». («Дневник», 30 октября 1857 г.). Под «башнями», видимо, Шевченко здесь понимает Успенскую церковь 17 века :) Интересно, что будучи личностью весьма импульсивной и эмоциональной, Тарас Григорьевич дает всему увиденному в новом для него городе полные крайностей, то чересчур субъективные и резкие, то восторженные оценки. 20 сентября он «вышел на берег и без помощи извозчиков, мимо красавицы XVIII столетия, церкви св. Георгия, поднялся на гору» и первым делом пошел в кремль. Новый Спасо-Преображенский собор в кремле, Шевченко сразу пренебрежительно назвал «отвратительным зданием», «огромной квадратной ступой с пятью короткими толкачами», а про обелиск Минину и Пожарскому сказал: «Утешительно, что этот грошовый обелиск уже преломился». Но «очаровательные окрестности Нижнего Новгорода и конические старинные колокольни» вызывают неизменный восторг писателя. Т.Г.Шевченко. Архангельский собор в Нижнем Новгороде. 1857 г. «Окончил вчера начатый рисунок Архангельского собора. Оригинальное, красивое, и самое древнее, прекрасно сохранившееся здание в Нижнем Новгороде. Собор этот построен во время великого князя нижегородского Юрия Всеволодовича в 1227 г». («Дневник», 12 октября 1857 г.). На самом деле этот Михайло-Архангельский собор в Кремле был построен в 1631 г. Т.Г.Шевченко. Печерский монастырь в Нижнем Новгороде. 1857 г. «Живописная обитель… Печерский монастырь, что я сегодня рисовал, построенный при царе Федоре Иоанновиче в 1597 г. вместо разрушившегося древнего монастыря, основанного архимандритом Дионисием». («Дневник», 9 сентября 1857 г.) Т.Г.Шевченко. Церковь Илии в Нижнем Новгороде. 1857 г. «Несколько дней сряду хорошая ясная погода, и я сегодня не утерпел: пошел рисовать. Нарисовал церковь пророка Ильи с частию кремля на втором плане. Церковь эта построена в 1506 г. в память стреляния, спасшего Нижний от ногаев». «Дневник», 27 октября 1857 г. А здесь Ильинская церковь (год постройки - 1655) на фотографии. С ней связано одно из событий обороны кремля, происшедшее в начале 16 века. В августе 1505 г. незавершенный Нижегородский кремль постигло сильнейшее испытание. Направляясь походом на Москву, город осадила огромная по тем временам армия из 40 тысяч татар и 20 тысяч ногайцев под предводительством хана Мухаммед-Эмина. Он осадил город и готовился к штурму, раскинув свой стан на возвышенности (на Ильинской горе) за Почайной-рекой. Гарнизон недостроенной крепости был невелик, правда, командовал им один из лучших русских воевод Хабар Симской. Подмога из Москвы по обыкновению не торопилась, но осажденные сумели отстоять кремль. У нижегородцев были трофейные литовские пушки и ядра, захваченные русскими в битве с Литвой под Ведроше и отправленные Иваном III в Нижний Новгород на укрепление города. Но у воеводы в гарнизоне не было умелых людей, знающих обращение с артиллерийскими орудиями. Тогда вспомнили, что в городской темнице уже несколько лет томятся пленные литовцы, среди которых имелись и «огненные стрельцы» - пушкари. Воевода решил выпустить пленных и обещал им свободу, если они помогут отстоять город. Те согласились. На стены кремля, на Ивановскую башню, были втащены и поставлены орудия. И когда 7 сентября Мухаммед-Эмин двинул войска на приступ, со стен города раздался не ожидаемый врагами залп из орудий. Первым же искусным выстрелом пленного пушкаря по прозвищу Федя Литвич, был убит мурза ногайский. В лагере врагов началось смятение. Новые и новые ядра опустошали их ряды. Войско Мухаммед-Амина отступило от города, враги бежали беспорядочной толпой. Литовцы получили свободу. Часть их, одаренная воеводой за спасение города, возвратилась на родину, часть осталась в Нижнем Новгороде. А на том месте, где Федя Литвич пушечным ядром убил ногайского мурзу, поставили церковь во имя Ильи-Пророка, покровителя пушкарей - «огненных стрельцов». Т.Г.Шевченко. Вид Нижнего Новгорода. 1857 г. «Глазам моим представилась, по темному фону широкого луга, блестящая, грациозно извивающаяся красавица Волга». «Дневник», 20 сентября 1857 г.

Ответов - 111, стр: 1 2 3 4 5 6 All

Светлана: А они вообще издавались или нет?.. В 20-томнике его произведений (ссылку на который Вы мне давали) нет разве дневников?.. Наверное, можно взять в библиотеке да почитать! :)

Лепорелла: я беру - иногда - в библиотеке, на работе, только ноты, но Вы подаёте идею: прогуляться к Никольскому собору и зайти ... в Библитотеку; если там окажутся Дневники Жуковского, то ... поставлю три свечки в церкви - за Жуковского, за Пушкина и ... там видно будет Симбирск: http://images.google.ru/imgres?imgurl=http://vivovoco.astronet.ru/VV/PAPERS/HISTORY/SIMBIRSK/FIG16.JPG&imgrefurl=http://vivovoco.astronet.ru/VV/PAPERS/HISTORY/SIMBIRSK/SIMBIRSK.HTM&h=393&w=600&sz=53&hl=ru&start=75&tbnid=8NCWV_b8ZbP0yM:&tbnh=88&tbnw=135&prev=/images%3Fq%3D%25D0%25B4%25D0%25BE%25D0%25BC%2B%25D0%2596%25D1%2583%25D0%25BA%25D0%25BE%25D0%25B2%25D1%2581%25D0%25BA%25D0%25BE%25D0%25B3%25D0%25BE%2B%25D0%25B2%2B%25D0%259F%25D0%25B5%25D1%2582%25D0%25B5%25D1%2580%25D0%25B1%25D1%2583%25D1%2580%25D0%25B3%25D0%25B5%26start%3D72%26gbv%3D2%26ndsp%3D18%26hl%3Dru%26newwindow%3D1%26sa%3DN

Светлана: Вот, нашла, в интернете можно купить 13 и 14 тома из 20-томника (как раз с дневниками), дороговато, правда... :) Из аннотации: "Полное собрание сочинений В.А.Жуковского впервые в эдиционной практике представляет наследие великого русского поэта в максимально полном на сегодняшний день объеме. Тексты Жуковского даны на основе критического осмысления всех известных автографов поэта и прижизненных публикаций. Собрание сочинений состоит из 20 томов. В 13-м и 14-м томах собрана дневниковая проза Жуковского, включающая три взаимосвязанных раздела: собственно дневники, письма-дневники и записные книжки. 13-й том содержит дневниковые материалы 1804-1833 гг., от первых дошедших до нас размышлений юного поэта, ориентированных на тип "франклинова журнала", записной книжки "Разные замечания", писем-дневников, обращенных к Маше Протасовой, материалов первого заграничного путешествия 1820-1821 гг. до описания второго заграничного путешествия 1832-1833 гг. " Том 13. Дневники. Письма-дневники. Записные книжки. 1804-1833 http://www.ozon.ru/context/detail/id/3249761/ "В 14-м томе опубликованы дневниковые записи 1834-1847 гг., которые включают материалы "Конспективных заметок о смерти Пушкина", путешествия с наследником по России 1837 г., третьего заграничного путешествия 1838-1839 гг., записной книжки "Мысли и замечания", а также историю женитьбы на Елизавете Рейтерн и последующей жизни в Германии. Том завершается приложением, содержащим краткую летопись жизни и творчества поэта и аннотированный указатель имен к 13 и 14 томам." Том 14. Дневники. Письма-дневники. Записные книжки. 1834-1847 http://www.ozon.ru/context/detail/id/2126475/ Такие "вкусные" аннотации... Я уже сама хочу эти книги... Но цены "кусаются" :(


Лепорелла: порядка тысячи за два тома ... м-м-м ... дороговато

Светлана: Зато каждый из них может сойти за 2 "полновесные" книги (ведь в одном томе 800 страниц, а в другом - 600) :)))

Лепорелла: http://www.lenta.ru/news/2008/03/15/rippert/ http://www.pravda.ru/culture/cultural-history/seminars-symposia/16-03-2008/259711-kormoran-0

marta: По теме. Не заменяйте, пожалуйста. Пусть все почитают.

Светлана: Вот, тот самый рисунок Жуковского, изображающий Нижний Новгород (из "Записок краеведов"). Взяла все-таки сегодня в библиотеке, чтобы "освежить" в памяти :) Кстати, спрашивала и 20-томник Жуковского, в районной библиотеке нет, как я и предполагала. Есть только 4-х-томник. Наверняка 20-томник есть в областной ("ленинской") библиотеке, но там, скорей всего, выдадут его только в читальном зале :( Лепорелла, надеюсь, Вам повезет больше :)

Светлана: Промыслы Нижегородской области http://www.promisly.ru/vidi_nhp/hohlomskaya_rospis.php

Лепорелла: «Искусство хохломы - это не только красиво выполненная рос-пись, но и умение создавать выра-зительную форму изделия, знание сложной технологии обработки дерева. И немногие знают, сколько труда и терпения, сноровки и истинного вдохновения требует людей разных специальностей этот сложный процесс. На основе Традиционного способа изготовления хохломских изделий был разработан и усовершенствован современный технологический процесс, позволяющий достигнуть высокого технического уровня продукции. В производстве используется дерево разных пород, в основном - липа. Древесину сначала выдерживают на открытом воздухе не менее года. Затем ее распиливают на кряжи, изготавливают болванки, из которых вытачивают чашки, поставки, бочата, вазы, матрешку, вырезают ложки и ковши. Некрашеную посуду называют в промысле «белой» или «бельем». Прежде всего, ее надо высушить, чтобы изделие не дало трещин. Поэтому в помещениях предварительной обработки постоянно поддерживается температура около 30 градусов, а в сушильных камерах, где на широких полках-«колосниках» досушиваются белые точеные изделия, - до 100 градусов. Затем, некрашеные чашки покрывают специальным масляным грунтом красновато-коричневого цвета, отчего все они становятся похожими на глиняные. После грунтовки изделия 2-3 часа сушат в электропечи при температуре 120-130 градусов. Далее - шлифуют, шпаклюют, олифят. Последняя подготовительная операция - лужение. Исполняют ее также, как и все предыдущие операции, вручную. Пока верхний слой олифы не высох окончательно и грунт не утратил вязкости, изделия натирают алюминиевым порошком. Луженые чашки становятся матово блестящими, напоминая серебряные, и в таком виде поступают в цеха росписи. Расписанные изделия два-три раза покрывают лаком с промежуточной закалкой при температуре 120-130 граду-сов. Чтобы получить нужный эффект от закалки, необходимо точно рассчитать её время, которое зависит от сорта дерева, и от габаритов изделия. Таким образом, серебро превращается в «золото», и расписанные деревянные чаши и вазы становятся похожими на драгоценную позо-лоченную посуду, отличающуюся особенной красотой и неповторимостью. В современной хохломской росписи сохраняется стиль и колорит традиционного орнамента, «верхового» и «фонового», но цветовая гамма - расширена. Кроме черного, красного и золотого цвета - традиционного триколора, пришедшего из иконописи, используются зеленый и желтый, оранжевый и коричневый цвета. Художники имеют возможность экспериментировать. Так появляются новые направления в хохломском искусстве. Это миниатюрная хохломская рос-пись, хохломское панно с живописью, иконы.»

Светлана: В тех же "Записках краеведов" (за 1991 г.) нашла интересную, на мой взгляд, статью В.В.Тюкиной «Знакомцы давние…» (О неизвестных портретах из Ветошкина, имения Пашковых) Читала ее раньше, но подзабыла, а сейчас она показалась мне как раз "кстати" :)... Статья большая, поэтому уделю внимание лишь нескольким «интересным», с моей точки зрения, моментам: портретам А.Г.Муравьевой из имения Пашковых, самим Пашковым и их знакомству с Пушкиным, а также их имению в Ветошкине (вернее, тому, что от него осталось...). Сначала о портретах А.Г.Муравьевой :) "Два редких акварельных портрета А.Г.Муравьевой (жены основателя «Союза спасения» Н.М.Муравьева и сестры декабриста З.Г.Чернышова) из собрания Нижегородского художественного музея. Оба портрета имеют авторские подписи. Один из них, принадлежащий кисти А.И.Погонкина и датированный августом 1825 года, никогда не покидал фондов Нижегородского художественного музея. Второй, исполненный в 1826 году Я.Ф.Яненко, мелькнул в экспозиции музея в 1960-е годы и тоже исчез на долгие годы в музейных запасниках. О портретах А.Г.Муравьевой Портретные изображения А.Г.Муравьевой встречаются крайне редко. Широкую известность получил ее акварельный портрет из Эрмитажа, созданный в Петербурге знаменитым мастером этого жанра П.Ф.Соколовым в конце декабря 1825 года, вскоре после ареста Никиты Муравьева. А 5 января 1826 года этот портрет был доставлен ему «с высочайшего соизволения» в каземат Петропавловской крепости с надписью на обороте: «Моему дорогому Никите». Позднее он писал жене: «В минуты наибольшей подавленности мне достаточно взглянуть на твой портрет – и это меня поддерживает». Этот портрет он увез в Сибирь и до конца дней своих не расставался с ним, пережив любимую жену на 11 лет (Александра Григорьевна умерла внезапно, от простуды, в 1832 году в возрасте 28 лет). Среди известных сегодня изображений А.Г.Муравьевой два ее «забытых» портрета из собрания Нижегородского художественного музея близки эрмитажному портрету и временем создания, и развитием своей внутренней образно-поэтической темы. В пушкиноведении многое известно о знакомстве и дружбе поэта с почтенным семейством графа и графини Г.И. и Е.П.Чернышевых, особенно с молодым поколением – Захаром Чернышевым, выпускником муравьевской школы колонновожатых, ротмистром кавалергардского полка, входившим в свиту императора, и с его шестью сестрами – Софьей, Александрой, Елизаветой, Натальей, Верой и Надеждой. Знакомство это возникло, вероятно, еще в детские годы, когда они постоянно общались в московских домах родителей вплоть до пожара 1812 года, а затем продолжено было, очевидно, встречами в Петербурге и Яропольце. Новейшие исследования, касающиеся родословной А.С.Пушкина по женскому колену, открыли родственные связи поэта по материнской линии Ржевских с целой группой декабристов, в частности с А.Г.Муравьевой и З.Г.Чернышевым. Они доводились поэту четвероюродными сестрой и братом, или, как тогда было принято обобщать сложные степени родства, попросту кузиной и кузеном. Более ранний по времени создания «нижегородский» портрет А.Г.Муравьевой исполнен в самую счастливую и, увы, короткую пору ее жизни профессиональным портретистом А.И.Погонкиным в августе 1825 года, по всей вероятности, в Петербурге накануне поездки Александры Григорьевны с мужем (замужем за Н.М.Муравьевым с 1823 года) в орловское имение ее родителей Тагино. Здесь у постели бльной матери к осени 1825 года собралась вся семья Чернышевых: сестры, кузен М.Д.Бутурлин, доводившийся и А.С.Пушкину также четвероюродным братом. Позднее, в сентябре, сюда приезжает и Захар Григорьевич Чернышев на четырехмесячный отпуск вместе с двоюродным братом Ф.Ф.Вадковским, также кавалергардским офицером и деятельным членом тайной полковой ячейки Южного общества. Хронологически эта акварель предшествует эрмитажной. Изысканно мягкая серебристо-жемчужная цветовая гамма несколько поблекла от времени. Однако портретный образ чарует нежной, трепетной женственностью, безмятежно ясным покоем души и тихой, задумчивой одухотворенностью. Молодая женщина с мечтательным взором больших серо-голубых глаз словно чутко прислушивается к чему-то глубоко потаенному в душе, словно ждет призыва. В Тагино большое и дружное семейство Чернышевых оставалось вплоть до конца 1825 года, доживая и свои последние мирные дни. «Любимое и уважаемое в обеих столицах и в провинции» семейство это выделялось в России своей культурой, высокими нравственными представлениями, озабоченностью судьбой отечества. Старшие Чернышевы понимали молодое поколение семьи, сочувствовали сыну и зятю, идеям «Союза спасения». Обыски и арест мужа и брата Александры Григорьевны произошли в Тагино, на глазах родителей. Она тут же решилась следовать в Сибирь за мужем. Сестры во всем ее поддержали. «Они смотрели на опозоренных брата и зятя как на жертвы самодержавного произвола». Александра Григорьевна оставляла малолетних детей, разбитую параличом и горем мать, дни которой были уже сочтены, и сокрушенного горем отца. Им суждена была разлука навсегда… «Рис. Яненко. 1826 – года С. П-бургъ» - такова авторская подпись на лицевой стороне второго портрета А.Г.Муравьевой из собрания Нижегородского художественного музея, выполненного пастелью с легкой акварельной подцветкой. Строгий и благородный в лаконичной простоте своей стилистики, образно напряженный, он был написан по прошествии немногим, быть может, менее года после портрета тагинской поры и всего несколько месяцев спустя после эрмитажной акварели. По существу, все эти три портрета выполнены в тот единый срок, который определил сокровенный духовный смысл этой прекрасной героической судьбы. Автор последнего из этих трех портретов Яков Федосеевич Яненко, известный портретист круга К.П.Брюллова. Художник приобщает нас в этой акварели к страшной поре в жизни А.Г.Муравьевой. Помимо той пучины горя, в которую были ввергнуты она сама и ее близкие, ей приходилось идти в эти дни путем унизительных мытарств и скитаний по иерархическому лабиринту официальных инстанций «ледяной империи», метаться между Москвой и Петербургом, добиваясь «высочайшего» соизволения ехать в Сибирь вслед за мужем и братом. На эти хлопоты ушел ровно год. Лишь 14 декабря 1826 года удалось наконец получить выстраданное ею разрешение. И уже 7 февраля 1827 года одной из первых среди жен декабристов А.Г.Муравьева прибыла в Читу. А еще три дня спустя, 10 февраля, получила первое свидание с мужем. Трудно даже представить себе, в каком мучительно напряженном надрывном состоянии души жила в это время Александра Григорьевна, в каких трагических, отнюдь не «академичных» обстоятельствах создавался этот небольшой портрет – мимолетными урывками, за один-два кратковременных сеанса. Портрет, без сомнения, предназначался для самых близких, остававшихся в Москве, как паять, как последнее «прости» перед разлукой. Внимательному, заинтересованному взору портрет без труда откроет внешние и внутренние приметы глубокой драматической тональности образа. Темные, строгие одежды, черная бархатная наколка, чуть видимая над узлом кос, стянутых на затылке. И все тот же знакомый нам по эрмитажному портрету скорбный символ – траурный креп, но уже не гордо парящий над головой, а печально обвивший плечи и грудь… Стремясь к высокой художественной правде, автор бережно, крупным планом запечатлел каждую черту выразительного, открытого лица А.Г.Муравьевой, так возмужавшей и изменившейся за этот трудный год. Следы невыплаканного, подавленного страдания, лихорадочный блеск ярких бездонных глаз, горестно-гневный трепет губ… И удивительная сила, озаренность духа, глубокое сознание своей правоты, своего призвания – все грани сложной духовной жизни звучат и играют, оживая в нежных, вибрирующих штрихах пастели. Потрясение и великое противостояние души, готовность к подвижничеству – в этом поэтическая идея образа и в этом же непреходящая человеческая суть портрета А.Г.Муравьевой кисти Я.Ф.Яненко, быть может и скромного в узко искусствоведческой оценке, но значимого и бескомпромиссного свидетеля исторической трагедии. Случайно ли эти два акварельных портрета оказались в музейном собрании Нижнего Новгорода? Изящны округлые линии золоченого обреза старинного паспарту, в который они одеты. Неведомая рука в ту давнюю пору начертала на обороте обоих портретов летучую интимную надпись карандашом: Alexandrine Mouravieff. Инвентарная запись: «Из собрания картин в имении Пашковых». Сегодня удалось выявить целую группу семейных в большинстве своем портретов, как графических, так и живописных, поступивших в музейное собрание вместе с другими произведениями из имения Пашковых. Как правило, почти все изображенные персонажи этих портретов числятся в инвентарях неизвестными и относятся в основном к пушкинской поре, судя по сохранившимся авторским подписям и датам на некоторых из них, по внешнему облику моделей и надписям на оборотах." (Из статьи В.В.Тюкиной "Знакомцы давние") Как портреты А.Г.Муравьевой оказались в имении Пашковых, об этом немного попозже… А пока немного о владельцах Ветошкина и их знакомстве с Пушкиным…



полная версия страницы