Форум » Жизнь Пушкина » Пушкин в Нижнем Новгороде (продолжение) » Ответить

Пушкин в Нижнем Новгороде (продолжение)

Светлана: Продолжаем обзор достопримечательностей Нижнего Новгорода :) Немного о пребывании в Нижнем Т.Г.Шевченко и его «путевых» впечатлениях от Нижнего :) (по материалам из книги "Живописный Нижний Новгород", оттуда же сканированы рисунки Шевченко). Т.Г.Шевченко провел в Нижнем Новгороде полгода, с сентября 1857 г. по март 1858 г. Здесь он был «приостановлен» во время возвращения в Петербург из десятилетней ссылки. «Нижний Новгород во многих отношениях интересный город», - сразу заметил украинский гость. С путеводителем в руках Шевченко осматривал достопримечательности и архитектурные памятники города. По словам автора книги о Т.Г.Шевченко Константина Паустовского, «архитектуру Тарас впервые полюбил в Вильно, сохранил эту любовь на всю жизнь. Потом, на Украине и в Нижнем Новгороде он зарисовывал старинные здания, восторгался их пропорциями, строгостью линии и позабытыми строителями этих зданий – большей частью «простыми крепостными холопами». В этот период Шевченко много рисовал, в основном – нижегородские храмы, о которых он писал 26 сентября 1857 г. в своем «Дневнике» - бесценном свидетельстве жизни и быта, культуры и истории Нижнего Новгорода второй половины XIX в.: «Старинные нижегородские церкви меня просто очаровали. Они так милы, так гармонически пестры…» Т.Г.Шевченко. Благовещенский собор в Нижнем Новгороде. 1857 г. (находился перед Кремлем на Благовещенской площади – сейчас площадь Минина). «Я, однако, сегодня перехитрил упрямую погоду. Рано утром пошел в трактир, спросил себе чаю и нарисовал из окна Благовещенский собор. Древнейшая в Нижнем церковь». («Дневник», 16 сентября 1857 г.) Т.Г.Шевченко. Церковь Св.Николая в Нижнем Новгороде. 1857 г. «Нарисовал я кое-как церковь Николая за Почайной, построенную в 1372 г., вероятно, тоже в ознаменование какого-нибудь кровопролития». «Дневник», 28 октября 1857 г. Автор ошибся: на рисунке изображена церковь Жен Мироносиц на современной ул. Добролюбова. Видимо, Шевченко был невнимателен определяя достопримечательности по путеводителю (причем он также часто ошибается, сообщая самую первую дату постройки, не учитывая, что с тех пор церкви неоднократно перестраивались). Именно так – «Церковь св. Николая» - атрибутируется до настоящего времени в Киевском музее Т.Г.Шевченко рисунок от 28 октября, на котором представлена церковь Жен Мироносиц. Дело в том, что сами рисунки Шевченко, выполненные в Нижнем, хранятся в Киевском музее Т.Г.Шевченко, а коллекция факсимильных репродукций с них находится в нижегородском музее Н.А.Добролюбова. Т.Г.Шевченко. Благовещенский монастырь в Нижнем Новгороде. 1857 г. «Пользуясь погодой, я совершил прогулку вокруг города с удовольствием и не без пользы. В заключение прогулки нарисовал Благовещенский монастырь. Старое, искаженное новыми пристройками здание. Главная церковь, колокольня – не совсем уцелели от варварского возобновления. Остались только две башни над трапезой неприкосновенными. И какие они красавицы! Точно две юные, прекрасные, чистые отроковицы грациозно подняли свои головки. Прекрасное, ненаглядное создание! Благовещенский монастырь основан в XIV столетии св. Алексием митрополитом, к этому времени принадлежат и прекрасные башни. Соборная церковь монастыря построена в 1649 г. Местоположение монастыря очаровательное». («Дневник», 30 октября 1857 г.). Под «башнями», видимо, Шевченко здесь понимает Успенскую церковь 17 века :) Интересно, что будучи личностью весьма импульсивной и эмоциональной, Тарас Григорьевич дает всему увиденному в новом для него городе полные крайностей, то чересчур субъективные и резкие, то восторженные оценки. 20 сентября он «вышел на берег и без помощи извозчиков, мимо красавицы XVIII столетия, церкви св. Георгия, поднялся на гору» и первым делом пошел в кремль. Новый Спасо-Преображенский собор в кремле, Шевченко сразу пренебрежительно назвал «отвратительным зданием», «огромной квадратной ступой с пятью короткими толкачами», а про обелиск Минину и Пожарскому сказал: «Утешительно, что этот грошовый обелиск уже преломился». Но «очаровательные окрестности Нижнего Новгорода и конические старинные колокольни» вызывают неизменный восторг писателя. Т.Г.Шевченко. Архангельский собор в Нижнем Новгороде. 1857 г. «Окончил вчера начатый рисунок Архангельского собора. Оригинальное, красивое, и самое древнее, прекрасно сохранившееся здание в Нижнем Новгороде. Собор этот построен во время великого князя нижегородского Юрия Всеволодовича в 1227 г». («Дневник», 12 октября 1857 г.). На самом деле этот Михайло-Архангельский собор в Кремле был построен в 1631 г. Т.Г.Шевченко. Печерский монастырь в Нижнем Новгороде. 1857 г. «Живописная обитель… Печерский монастырь, что я сегодня рисовал, построенный при царе Федоре Иоанновиче в 1597 г. вместо разрушившегося древнего монастыря, основанного архимандритом Дионисием». («Дневник», 9 сентября 1857 г.) Т.Г.Шевченко. Церковь Илии в Нижнем Новгороде. 1857 г. «Несколько дней сряду хорошая ясная погода, и я сегодня не утерпел: пошел рисовать. Нарисовал церковь пророка Ильи с частию кремля на втором плане. Церковь эта построена в 1506 г. в память стреляния, спасшего Нижний от ногаев». «Дневник», 27 октября 1857 г. А здесь Ильинская церковь (год постройки - 1655) на фотографии. С ней связано одно из событий обороны кремля, происшедшее в начале 16 века. В августе 1505 г. незавершенный Нижегородский кремль постигло сильнейшее испытание. Направляясь походом на Москву, город осадила огромная по тем временам армия из 40 тысяч татар и 20 тысяч ногайцев под предводительством хана Мухаммед-Эмина. Он осадил город и готовился к штурму, раскинув свой стан на возвышенности (на Ильинской горе) за Почайной-рекой. Гарнизон недостроенной крепости был невелик, правда, командовал им один из лучших русских воевод Хабар Симской. Подмога из Москвы по обыкновению не торопилась, но осажденные сумели отстоять кремль. У нижегородцев были трофейные литовские пушки и ядра, захваченные русскими в битве с Литвой под Ведроше и отправленные Иваном III в Нижний Новгород на укрепление города. Но у воеводы в гарнизоне не было умелых людей, знающих обращение с артиллерийскими орудиями. Тогда вспомнили, что в городской темнице уже несколько лет томятся пленные литовцы, среди которых имелись и «огненные стрельцы» - пушкари. Воевода решил выпустить пленных и обещал им свободу, если они помогут отстоять город. Те согласились. На стены кремля, на Ивановскую башню, были втащены и поставлены орудия. И когда 7 сентября Мухаммед-Эмин двинул войска на приступ, со стен города раздался не ожидаемый врагами залп из орудий. Первым же искусным выстрелом пленного пушкаря по прозвищу Федя Литвич, был убит мурза ногайский. В лагере врагов началось смятение. Новые и новые ядра опустошали их ряды. Войско Мухаммед-Амина отступило от города, враги бежали беспорядочной толпой. Литовцы получили свободу. Часть их, одаренная воеводой за спасение города, возвратилась на родину, часть осталась в Нижнем Новгороде. А на том месте, где Федя Литвич пушечным ядром убил ногайского мурзу, поставили церковь во имя Ильи-Пророка, покровителя пушкарей - «огненных стрельцов». Т.Г.Шевченко. Вид Нижнего Новгорода. 1857 г. «Глазам моим представилась, по темному фону широкого луга, блестящая, грациозно извивающаяся красавица Волга». «Дневник», 20 сентября 1857 г.

Ответов - 111, стр: 1 2 3 4 5 6 All

Светлана: Боборыкин в библиотеке Мошкова: http://az.lib.ru/b/boborykin_p_d/ О Боборыкине (краткая хронология жизни и творчества, по годам): http://www.pseudology.org/Literature/Boborykin_PD.htm

marta: Спасибо, Светлана!

Светлана: Шереметевский замок в Юрино. Приволжское село Юрино до революции находилось в Нижегородской губернии, сейчас – на территории Марий-Эл. В Нижегородской области Шереметевым принадлежало также с.Богородское (сейчас г.Богородск). Эта ветвь Шереметевых не графская, они дальние родственники графов Шереметевых, ведут свою родословную от Василия Петровича Шереметева - брата фельдмаршала Б.П.Шереметева. (К слову, графы Шереметевы также имели поместья в Нижегородской губернии – Павлово, Ворсма и др.). Ранее Юрино принадлежало Макарьевскому монастырю. В конце 17 века за особые заслуги перед Отечеством Петр I пожаловал Юрино Федору Алексеевичу Головину, ведавшему в то время строительством флота, Монетным двором. От графа Головина юринской земле остался чугунный якорь. За последующий полувековой отрезок Юрином владели инженер-капитан В.И.Бибиков, князь С.С.Гагарин, владыка «железного» Урала Н.Н. Демидов, действительный камергер Двора его Императорского Величества А.А.Жеребцов. В 1812 г. Юрино покупает Василий Сергеевич Шереметев – генерал-майор, сподвижник Суворова, участник многих боевых походов, кавалер орденов: Владимира II степени, Анны I степени большого креста. Английский поэт Байрон упомянул его имя в своей известной поэме «Дон-Жуан»: «…Все ж об иных я должен говорить. Шахматов, Шереметев, Разумовский, Куракин, Мусин-Пушкин были там, Погибель и позор суля врагам. То были люди чести и совета, За которым был известен к славе путь». С этого времени на протяжении 104 лет Юрином владели четыре поколения Шереметевых, очень много сделавшие для развития производства в своем поместье. У В.С.Шереметева было четыре сына (Сергей, Василий, Петр и Николай). Один из сыновей – Василий Васильевич Шереметев погиб в возрасте 23 лет на известной дуэли с графом Завадовским из-за танцовщицы Истоминой (секундантами при этой дуэли были Якубович и Грибоедов). Другой сын Шереметевых – Николай Васильевич – известен как декабрист. О нем я уже писала, так же, как и о его брате – Сергее Васильевиче. Из путеводителя: "Старший сын В.С.Шереметева – Сергей Васильевич, повторил боевой путь отца: видный генерал, участник Бородинского сражения, кавалер многих орденов и наград. За мужество и храбрость был награжден золотой саблей с алмазами. Будучи человеком строгим и суровым, он добился процветания всех своих поместий: при нем в Юрино строится суконная фабрика, конный завод, сыроваренный завод, винокуренный завод, стекольный завод, создается садово-огородное и оранжерейное хозяйства, разбиваются сосновые и лиственные парки. Где-то в первой половине XIX столетия были очерчены пределы будущей усадьбы. Сюда включалось около 60 гектаров наиболее плодородной земли с великолепным парком, расположенным на высоких холмах почти на берегу реки." Старший из всех братьев Шереметевых Сергей Васильевич прославился в Нижегородской губернии как жестокий крепостник. Юрино в то время считалось «шереметевской сибирью», куда ссылали всех не угодивших помещику крестьян из его других имений (например, из Богородска). Во время губернаторства в Нижнем Новгороде бывшего декабриста А.Н.Муравьева и проведения им различных «мероприятий» для подготовки реформы по отмене крепостного права ему противостоял С.В.Шереметев, тогда губернский предводитель дворянства. Незадолго до «воли» (1861 г.) богородские крестьяне, доведенные до отчаяния оброком, принявшим совершенно непосильный размер, сдачей без всякой вины в солдаты и всякого рода вымогательствами, собрали совет и тайно – в тюках кожи – послали выборных с жалобой к губернатору Муравьеву. Помещик, проведав об этом, послал погоню из своих приказчиков, но те не успели перехватить жалобщиков. Муравьев дал этой жалобе «ход» далее, "наверх", и ему удалось отстранить С.В.Шереметева от управления своими имениями. После смерти С.В.Шереметева, все Шереметевские вотчины в 1868 году переходят к сыну его брата Петра, гвардии поручику Василию Петровичу Шереметеву. Сам Петр Васильевич Шереметев был женат на Елизавете Соломоновне Мартыновой (сестре Н.С.Мартынова, убившего на дуэли Лермонтова). Их сын Василий Петрович и становится в 1868 году хозяином Юрина. Василий Петрович был женат на родной сестре прославленного героя Балканской войны, генерала Скобелева М.Д., Ольге Дмитриевне, фрейлине царского двора. Из путеводителя: "Молодая супружеская чета Шереметевых развернула завидную активность по обустройству усадебного комплекса. К разработке проекта были приглашены известные архитекторы, преимущественно иностранцы, такие, как Р.Мюллер, Штерн, А.Парланд, А.Корш. Шереметевы не жалеют ни средств, ни усилий в достижении цели создания в Юрине совершенно уникального для России усадебно-замкового комплекса. Строительство главного дома особенно активно велось с 1874 по 1879 годы, поэтому он несет в себе черты эклектики, характерные для зодчества того времени. И эклектики не чисто русского происхождения – западного авангардизма, что выразилось во многостилевом украшательстве и фрагментаризме замкового ансамбля. Эклектика в те годы становится интернациональным явлением. Влияние романской, готической, восточной и древнерусской архитектуры, пожалуй, в большей мере, чем где-либо отразилось на формах идекоративном решении юринского усадебно-паркового комплекса. Главную роль играла здесь школа западной архитектуры. Огромная масса различных стройматериалов расходовалась на усадьбу: кирпич, известь, лесоматериал – все это заготавливалось на месте. Но немало дорогостоящих строительных материалов, таких, как мрамор и мраморная крошка, камень, высокие сорта древесины – закупалось в Финляндии, в Западной Европе и доставлялось в Юрино водным путем. Рабочие и мастеровые на стройку набирались в основном из Юрина и близлежащих деревень, трудились и иностранные подданные. В 1887 году в «Нижегородских ведомостях» появился очерк «Село Юрино» корреспондента В.Барановского, в котором он писал: «Еще издали виднеется высокий терем или замок, обнесенный толстой каменной стеной, и своим видом, переносящий наше воображение в мрачные эпохи варварских рыцарских времен…» В замковых коллекциях находились сокровища отечественного и мирового искусства. Произведения таких живописцев, как И.К.Айвазовский, А.П.Антропов, В.Л.Боровиковский, К.П.Брюллов, И.П.Аргунов, Ф.С.Рокотов, Д.Г.Левицкий. Здесь находилось единственное в бывшей Российской империи полотно Эль Греко «Портрет Родриго Васказа». Здесь можно было увидеть полотна таких выдающихся художников мировой культуры, как Рембрандт, Фр.Хальс, Йорданс, Беллини, Гверчине, Буше. А также графику и живописные полотна Луки Лейденского, Питера Брейгеля, Яна Брейгеля, Клааса Берхема. В замковом музее Шереметева экспонировались тысячи предметов прикладного искусства, созданных мастерами Италии, Голландии, Англии, Испании, Германии, Польши, Франции. Внутренняя планировка Главного дома складывалась постепенно, не раз перекраивалась и переделывалась, даже названия и назначение некоторых залов и комнат не раз менялись. В залах и комнатах замка, и без того великолепных по красоте и удобствам своим, стояла мебель, изготовленная мастерами Италии и Франции. Посуда – китайская и западноевропейская. Усадьба занимала площадь до 60 гектаров, более 2/3 площади занимал парк. Юринский парк – это русский парк, здесь не было аккуратно подстриженных деревьев и кустарников. Он был разделен на рощи: березовая, липовая, кленовая и великолепный бор на высоких песчаных холмах. Его, пожалуй, можно было назвать просто ухоженным лесом. В нем водились дикие животные: белки, зайцы, масса всевозможных птиц." К сожалению, от интерьеров Шереметевского замка ничего не сохранилось… Его сейчас реставрируют, пытаются восстановить интерьеры, но, конечно, былого великолепия уже не достигнуть… Михайло-Архангельская церковь в Юрине (1889 г.) Около нее похоронены В.П.Шереметев и его сын П.В.Шереметев. Еще про Шереметевский замок: http://build.rin.ru/articles/240.html


Лепорелла: И Замок, и Церковь - очень необычные, живописные (даже сказочные). Спасибо, Светлана!

Светлана: Опять о Набокове и роде «нижегородских» Рукавишниковых :) Как я и предполагала, Рукавишниковы из Нижнего Новгорода не являются родственниками «набоковских» Рукавишниковых, просто однофамильцы… Вот, если кому интересно :), статья В.Старка «В. Набоков и род Рукавишниковых». По линии матери принадлежавший к роду Рукавишниковых, Набоков замечает в “Других берегах”: “Среди моих предков много служилых людей; есть усыпанные бриллиантовыми знаками участники славных войн; есть сибирский золотопромышленник и миллионщик (Василий Рукавишников, дед моей матери Елены Ивановны)...” В свете этого сообщения представляется несколько предвзятым рассуждение кн. З.А. Шаховской о якобы “сословном снобизме” Набокова, что, по ее словам, “совсем не вяжется с его вольномыслием, с его антиконформизмом, с его отталкиванием от традиций и обычаев”. Автор книги “В поисках Набокова” находит далее во многих романах Набокова примеры якобы обостренного интереса писателя к своему дворянскому происхождению как знаку исключительности. Это и Пнин, приобретающий “семейное сходство с болгарскими королями или средиземными принцами”, и Кинбот из “Бледного огня”, считающий себя низверженным королем далекой северной страны «Зембля»”. Этот ряд можно продолжить и за счет других героев Набокова вплоть до князя Вадима Вадимовича из последнего романа “Посмотри на арлекинов”, но объясняет его не сословный снобизм их творца, а гордость историей своего рода, чувство, столь знакомое и Пушкину. Сама же З. Шаховская пишет: “Потомки пиратов гордятся своими предками пиратами, потомки рабов видят себя детьми Спартака, сын трудового народа гордится своим рабоче-крестьянским происхождением, те, кто носят исторические фамилии, – престолом своих предков, и мы знаем, что сам Пушкин...” На этом кн. Шаховская обрывает свою мысль, то ли полагая, что позиция Пушкина по этому вопросу всем известна, то ли потому, что не разделяет ее, но спорить с первым поэтом не хочет. Упреки З. Шаховской в адрес Набокова напоминают упреки К.Ф. Рылеева Пушкину в дворянском чванстве. В ответ на вопрос Рылеева: “Тебе ли чваниться пятисотлетним дворянством?” Пушкин летом 1825 г. поправляет своего корреспондента. “Ты сердишься за то, что я чванюсь 600 летним дворянством (NB. Мое дворянство старее)”. Если у Набокова и прослеживается избирательность в рассказах о предках, то она носит скорее художнический характер, но никак не сословный. Так выделяет Набоков имена и сюжеты, связанные каким-либо образом с Пушкиным, и неважно, идет ли речь о старом дворянском роде Набоковых или о молодом Рукавишниковых. Несомненно, что о первом у Набокова сведений значительно больше, больше и круг общения с многочисленной родней со стороны отца. “Со стороны матери, – пишет Набоков, – у меня был всего один близкий родственник – ее единственный оставшийся в живых брат Василий Иванович Рукавишников...”5 Ему, прежде всего, уделяет место Набоков в своем повествовании, именно от него досталось Набокову и знаменитое Рождествено. Все остальные братья и сестры матери Набокова умерли ко времени его рождения, но род Рукавишниковых не ограничивался потомками его деда. Что знал о них Набоков? Скорее всего, ничего или очень мало. Так, он явно не знает даже отчества своего прадеда, называя его лишь по имени, когда, со слов матери, пишет “о разных диковинных, а иногда и страшных, Рукавишниковых”: “Я люблю сцепление времен: когда она гостила девочкой у своего деда, старика Василья Рукавишникова, в его крымском имении, Айвазовский, очень посредственный, но очень знаменитый маринист того времени, рассказывал в ее присутствии, как он юношей видел Пушкина и его высокую жену...” Дед Набокова, Иван Васильевич, бывший и его крестным отцом, скончался, когда внуку было полтора года. Набоков представлял его уже только по фотографиям: “На старых снимках это был благообразный господин с цепью мирового судьи, а в жизни тревожно-размашистый чудак с дикой страстью к охоте, с разными затеями, с собственной гимназией для сыновей, где преподавали лучшие петербургские профессора, с частным театром, на котором у него играли Варламов и Давыдов, с картинной галереей на три четверти полной всякого темного вздора”. Сохранилось дело “О дворянстве Рукавишниковых”8, из которого явствует, что в 1882 году коллежский советник Иван Васильевич Рукавишников просит признать его с детьми Владимиром, Василием и Еленой в дворянском достоинстве по праву, приобретенному пожалованием ему 1 января 1882 года ордена Св. Владимира 4-ой степени. К делу приложены свидетельства о крещении детей, доказывающие законность их происхождения от просителя и представляющие все данные относительно их рождения, крестных родителях, месте крещения и т.д. Из свидетельства, касающегося будущей матери писателя, мы узнаем, что крестили ее в Вознесенской церкви с. Рождествена Царскосельского уезда Санкт-Петербургской губернии. Она родилась 17-го, а крещена 22 августа 1876 года. Крестными ее были “кандидат Московского университета Константин Васильев Рукавишников и жена потомственного почетного гражданина Елена Кузминична Рукавишникова”. Если в отношении крестного отца очевидно, что это родной дядя крещаемой, то имя крестной потребовало уточнения. Обращение к адресным книгам Москвы позволило однозначно утверждать, что этой крестной была не кто иная, как бабушка новорожденной – прабабка писателя. О том же прямо говорит и свидетельство о крещении Василия Ивановича Рукавишникова, дядюшки писателя, в Морском Богоявленском Николаевском соборе 13 февраля 1872 года, где восприемниками обозначены его дядя “Владимир Рукавишников и жена потомственного почетного гражданина Василия Никитина Рукавишникова Елена Кузмина Рукавишникова”. В вышеприведенном единственном упоминании прадеда по линии матери Набокова несомненно интересует лишь факт его общения с Айвазовским, воспоминание о Пушкине и Наталии Николаевне. Верный системе “наведения мостиков” между собою и первым поэтом России, он не преминул сообщить читателю и эту маленькую подробность. Было или не было известно Набокову отчество прадеда, установить теперь не представляется возможным, но обнаружение отчества Василия Рукавишникова представляется существенным для генеалогии писателя. Он знал, вероятно, имя бабушки матери, тем более, что Елена Ивановна была названа в ее честь. Несомненно, что знал Набоков и имя Константина Васильевича Рукавишникова, родного дяди матери и ее крестного отца. Вполне вероятно, что родители писателя не поддерживали отношений со своей московской родней, но трудно предположить, что их имена вовсе не упоминались в семействе. Третье свидетельство, приложенное к делу, касается Владимира Ивановича Рукавишникова, любимого сына Ивана Васильевича. Он был крещен “в церкви Преображения Господня, что при доме Главного священника Армии и Флота” в Петербурге 30 июня 1870 года, а восприемниками значатся “доцент Санкт-Петербургской медико-хирургической академии Вениамин Михайлов Тарновский и жена начальника той же академии тайная советница Козлова Олимпиада Кирова”. К делу приложен и “Формулярный список о службе состоящего заобер-прокурорским столом в 4 Департаменте Правительствующего Сената коллежского советника Ивана Рукавишникова”, составленный 5 апреля 1882 года. На этот день он числится 39 лет, т. е. родился в 1843 г. Происхождение обозначено – “из купеческих детей”. Образование он получил в Московском университете, окончив его со степенью кандидата физико-математических наук. После этого он выдержал экзамен по юридическому факультету в Санкт-Петербургском университете и был удостоен степени кандидата права 10 июня 1868 г. На три трехлетия после этого он избирался мировым судьей, в 1876 г. утвержден в звании почетного блюстителя народного училища села Рождествена. С 1876 г. Иван Васильевич Рукавишников уже чиновник Сената, чины ему следуют, в 1881 г. он пожалован коллежским советником, а 1 мая 1882 г. – Владимирским крестом 4-ой степени, давшим ему право претендовать на дворянское достоинство. Указом Правительствующего Сената от 10 августа 1882 г. он был признан “в потомственном дворянстве с правом внесения в III-ю часть дворянской родословной книги”. С этого дня может исчисляться дворянство Рукавишниковых. Дослужившись до чина тайного советника, Иван Васильевич Рукавишников был даже членом делегации от петербургского дворянства на коронации императора Николая II в 1896 году. Примеру брата следует и Константин Васильевич Рукавишников, который также по получении ордена Св. Владимира 4-ой степени подает в 1883 г. прошение на дворянство, прикладывая к нему формулярный список и свидетельства о крещении детей Николая, Евдокии, Зинаиды, Елены и Марии. Женат он был на представительнице знаменитого купеческого московского рода Евдокии Николаевне Мамонтовой. Среди крестных их детей значатся, помимо родственников, представители других замечательных купеческих фамилий Москвы: Зинаида Николаевна Якунчикова, сам Павел Михайлович Третьяков, крестивший Зинаиду Рукавишникову, его жена Вера Николаевна, крестившая вместе с младшим из двоюродных дедов писателя, Николаем Васильевичем, Евдокию Рукавишникову. Проситель, как и его братья, числится кандидатом Московского университета, состоит мировым судьей, исправляет должности члена Московского комитета о просящих милостыню и попечителя Долгоруковского ремесленного училища. За ним состоит в Пермской губернии 800 тысяч десятин земли с заводами, в Москве каменный дом на Арбате и 170 десятин за дачей в Московском уезде. Ко времени прошения о признании его в дворянском достоинстве он дослужился до чина коллежского асессора. Желаемый указ последовал 29 декабря 1883 г. А к 1896 г. Константин Васильевич уже статский советник и московский городской голова, ему принадлежало 18 домов в Москве, его имя носил исправительный приют для малолетних, им же основанный, директором которого до ранней своей смерти являлся его младший брат Николай Васильевич (1845–1875). Отец писателя посвятил ему биографический очерк, вышедший отдельной брошюрой. Таким образом, обращение к архивам, некрополям и адресным книгам позволило представить роль и место купеческого рода Рукавишниковых в жизни Москвы и убедиться в том, что эта молодая дворянская фамилия состоит в самом близком родстве с петербургскими Рукавишниковыми, дедом, дядьями и матерью писателя, устанавливаются имена и некоторые обстоятельства этих довольно многочисленных московских родственников. Так что, когда в “Других берегах” Набоков подчеркивает, что его предков со стороны матери “не должно смешивать с известными московскими купцами того же имени”, это свидетельствует о том, что он или действительно не знает о существовании этих своих родственников, или же о нежелании их знать, исходящем от отца и матери, а, может быть, выработанном самим писателем с течением времени. Москва вообще была для Набокова землею неизведанной, он никогда не бывал в ней и ни разу не писал о ней. И тем не менее многочисленные московские Рукавишниковы были Набокову такой же близкой родней, как и те его родственники со стороны отца, о которых со знанием всех их брачных связей пишет он в тех же “Других берегах”. Источником генеалогических сведений по истории собственного рода для Набокова, далеко не сразу заинтересовавшегося ею, стал его дядюшка В.В. Голубцов, потомственный генеалог. Об этом сообщает сам Набоков: “Восемнадцати лет, покинув Петербург, я был еще слишком молод в России, чтобы проявить какое-либо любопытство к моей родословной; теперь я жалею об этом – из соображений технических: при отчетливости личной памяти неотчетливость семейной отражается на отчетливости слов. Уже в эмиграции кое-какими занятными сведениями снабдил меня двоюродный мой дядюшка Владимир Викторович Голубцов, большой любитель таких изысканий”. Составленная нами поколенная роспись рода Рукавишниковых демонстрирует утраченные связи Набокова с его московской родней. Единственное, что написал Старк о «нижегородских» Рукавишниковых в своей статье: "Существовал еще один купеческий род Рукавишниковых, связанный с Нижним Новгородом. Первым установленным лицом в этом роду являлся владелец нижегородского стального завода и оптовый торговец железом Григорий Михайлович Рукавишников, живший в первой половине ХIХ века. Его дело продолжил сын Сергей Михайлович, отец известного писателя Ивана Сергеевича Рукавишникова (1877–1930). Наиболее известен его роман “Проклятый род”, во многом автобиографический. Прототипом “железного старика” послужил дед писателя Григорий Михайлович. В Нижнем Новгороде сохранились дома, принадлежавшие Рукавишниковым, в одном из которых расположен городской краеведческий музей." Так что никакого отношения Рукавишниковы из Нижнего к Набокову не имеют. Поэтому мне странно стремление скульпторов Рукавишниковых во что бы то ни стало «породниться» с Набоковым…

Лепорелла: Пушкин, защитивший честь рода своего "на деле", и Набоков, защищавший свои права аристократа - "на словах", это, пожалуй, из одной серии "благородного поведения" Человека среди недочеловеков и откровенной черни... Человек - это понятие эстетическое, а потом уже - нравственное, социально-историческое, субъективно-психологичесоке ... Т.е. Человек - сопричастен Творцу (через Слово - как у П. и Н.), иначе ... скучно и плоско.

Светлана: Да, пожалуй, И.С.Рукавишникову с его "Проклятым родом" очень далеко в этом отношении до Пушкина и Набокова!.. Впрочем, он и не был аристократом... :)

Лепорелла: Спасибо за понимание (иногда - "прорывает", ибо ... ).

Светлана: Светлана пишет: И.С.Рукавишникову с его "Проклятым родом" очень далеко в этом отношении до Пушкина и Набокова!.. Ой, как же это я так "ляпнула"!.. :) Небольшая поправочка: по-моему, ему вообще, во всех "отношениях", до них далеко!.. :) Но это, так сказать, мое "пристрастное" мнение... :)

Лепорелла: На ветке "Пушкин в Нижнем..." ещё и не то случится может ("гы").

Светлана: Светлояр - легендарное озеро в Нижегородской области, в глухих заволжских лесах, около села Владимирское... Из путеводителя: "Легенда гласит, что когда-то на берегах Светлояра стоял град Большой Китеж. Был заложен он князем Юрием Всеволодовичем, тем самым, что Нижний Новгород основал. Раз был Китеж Большой, значит, существовал и Малый Китеж, только город этот мы больше знаем как Радилов-город на Волге, или по-нынешнему Городец. Легенда о Китеже смеет с историей спорить. Летописи отметили гибель князя Юрия Всеволодовича и его войска на реке Сить, а китежская легенда его воскресила, сказав, что не так все было. Уцелел Юрий Всеволодович в той битве и с остатками войска подался к Малому Китежу, под защиту его стен и крепостных валов. Батыево войско штурмом взяло город. Юрий Всеволодович и тут уцелел. Один путь ему оставался - лесными тропами под защиту града Большого Китежа. Повелел хан пытать полоненных воинов. Все смолчали, кроме одного. Его имя до сих пор проклинают - Гришка Кутерьма, бросовый человечишко. Он знал лесную дорогу к Большому Китежу. В обход болот и топей повел он войско кочевников. И вот ведь какая несправедливость. Раз Юрий Всеволодович заложил Большой Китеж, значит и от берега Волги он тропу туда знал. По ней и от Батыя ушел. Звать бы ту тайную лесную тропу Юрьевой или Княжеской, а ее до сих пор Батыевой зовут. Зло, выходит, дольше помнится. Привел Гришка Кутерьма Батыево войско к Светлояру. Увидев надвигающегося ворога, китежане и воины княжеской дружины стали молиться Богу. Сжалился он над страданиями русичей, и на глазах изумленных кочевников озеро поглотило город белокаменный. Город был спасен от поругания, а войско князя приняло смертный бой на берегах Светлояра. Если миновать озеро и пройти по полю и лесу, а там, зацепившись за тропу, дойти до болотистой речки, то здесь можно увидеть ключик Кибелек. По преданию, конь Юрия Всеволодовича пробил его. Принял здесь смерть князь. Но бились еще с ворогом три богатыря. Много они захватчиков в этих местах побили, но и сами головы сложили. Сразу же за Кибельком, в чащобе на сухом берегу их могилы. С тех самых пор почитаемы. Ключ Кибелек и могилы трех богатырей Люди, что жили вокруг Светлояра, всегда верили: "Град Китеж под Светлояром стоит целый, и люди в нем живут, только туда никак попасть нельзя". Если в легенду не поверите, то старожилы вам расскажут, что жила в селе Владимирском старуха, которая могла указать, под какими холмами град Китеж схоронен. "Вон под этой горой стоит Ивановская церковь, под этой вон - Успенский собор, а под той - Благовещенский. И все те церкви Господь землей укрыл". Самый шумный день на Светлояре - 6 июля. В этот день почитают Владимирскую икону Божией Матери. Крестным ходом взбираются верующие "на горы", и там идет молебен. В этот день в селе Владимирское, что стоит при озере, всегда пекли пироги и угощали ими всех пришедших. На берегу Светлояра шумела ярмарка. В озере никто не купался - это считалось великим грехом. Выше ярмарки, на горе, стояла часовня. Вокруг нее и шла "пря" - спор о вере. Берега озера были высочайше разрешенным приютом свободомыслия. По всем дорогам и тропам шли сюда люди разных вер: раскольники, сектанты, чернокнижники, доморощенные философы, толстовцы... Шли с тяжелыми книгами. Шли на великий спор. О чем говорили? Да о вере - чья вера ближе к Истине. Часовня Казанской иконы Божьей Матери Дух свободной мысли привлекал сюда писателей. Если на берегу, скажем, поставить мемориальный знак с упоминанием фамилий знаменитостей, то мы узнаем, что берегом озера хаживали Максим Горький, Михаил Пришвин, Павел Мельников-Печерский, Владимир Короленко, Зинаида Гиппиус, Дмитрий Мережковский... Владимир Короленко, приехавший на озеро послушать легенды, сам в таковую угодил. Он был первым, кто здесь искупался. Старики, что стояли на берегу, ахнули: выплывет или сгинет? Выплыл, значит Бога не прогневил, чистой души человек. Писатели о Светлояре "Здесь Русь исстари на чистоте стоит" (П.Мельников-Печерский). "Там поистине царство земное: и покой, и тишина, и веселие вечное" (Д.Мережковский). "Странный лес, странные холмы, странные люди, странный вечер! Как будто не та земля, на которой стоит Петербург!" (З.Гиппиус) "На Светлом озере сходятся великие крайности русского духа" (М.Пришвин). В ночь на Владимирскую вокруг озера зажигались, теплились мириады свечей. Многие со свечой и молитвой шли вокруг озера тропой, которая тянулась верст на пять. Обойти озеро пять раз - значит совершить путешествие в Афон, десять - в Иерусалим. В языческие времена на берегах Светлояра славили всем богам бога - Ярилу. Так солнце звали. В честь небесного светила и озеро зовется - Светлый Яр. Светлое око земли. В ночь на Ивана Купалу здесь лето встречали. Предки твердо верили, что ночь эта волшебная. Девицы бросали в воду венки. Если пара венков сойдется - от свадьбы не уйти. В лесах искали цветок папоротника - символ счастья. След Богородицы Откуда здесь взялся этот камень? Раньше о нем не слыхивали, хотя каждая светлоярская достопамятность легендой овеяна, а крутой валун с приметинкой - следочком человеческой ноги - обойден вниманием. Такие валуны - редкость, и не похоже, что некогда он был опорой стоявшей здесь часовни. Его ведь могли и перевернуть, но нет, лежит следочком вверх. В далекие времена таким камням поклонялись. Кто-то стал называть его "божьим камнем", считая, что след на нем оставила Богородица и что сам он оказался в этих местах, неведомо как перенесенный из палестинских земель. Ну, а те, кто с краеведением хоть немного знаком, говорят, что это "камень-следовик". И добавляют, что такие камни уж очень на Верхней Волге почитаемы. Там могут показать камни со следами святых Александра Невского, Дмитрия Донского, Кирилла Белозерского, Параскевы Пятницы. Легенды об этих камнях в местном фольклоре до сих пор сохранились, и даже что ушло - не потеряно, в записях осталось. Интересные статьи о Светлояре (на сайте http://www.svetloyar.ru): Приглашение на Светлояр http://www.svetloyar.ru/index.php?id=000062 Происхождение Светлояра http://www.svetloyar.ru/index.php?id=000104 Легенды Светлояра (часть 1) http://www.svetloyar.ru/index.php?id=000110 Легенды Светлояра (часть 2). «Монструзы: крокодилы или ящеры?» http://www.svetloyar.ru/index.php?id=000111

Светлана: Гиппиус и Мережковский на Светлояре. Из статьи А.Левандовского "Живая легенда Светлояра" "Одним из самых занятных эпизодов в истории духовных исканий интеллигенции этого времени явилась поездка на Светлояр знаменитой писательской черты – Зинаиды Гиппиус и Дмитрия Мережковского, - вдохновителей и руководителей петербургских религиозно-философских собраний. Это путешествие, состоявшееся летом 1902 года, подробно описано в дневнике Гиппиус; несколько позже Мережсковский посвятил ей главу в своей известной книге «Не мир, но меч» - «К будущей критике христианства». Дневник Гиппиус, посвященный «путешествию в страну раскольников», чрезвычайно выразителен: происходящая на его страницах смена нескрываемо скептического тона на самый восторженный стоит крутого сюжетного поворота в талантливом литературном произведении. Первые впечатления от «мистерии» у четы были малоприятные: утомительная поездка, духота, бесконечный и неинтересный спор… «На первый раз «дух народный» нас сморил…» Но прошло совсем немного времени – и Гиппиус с Мережковским перестали быть сторонними наблюдателями, оказались в эпицентре этого «бесконечного спора» - и сонную одурь как рукой сняло… Характерно, что на Светлояре к писательской чете мужиков притягивало именно то, что в других местах неизбежно оттолкнуло бы – городская одежда, интеллигентный вид… Однако этого, конечно, было бы мало – но после первых же слов выяснилось, что у «пришельцев» сердце болит о том же, что и у светлоярских старожилов – о вере… Кроме того, оказалось, что они читали одни и те же книги, говорят схожим языком – то есть, способны понять друг друга. Переодетому «странником» Короленко – он, кстати, и внешне походил на крепкого дельного крестьянина, и сапоги тачал бесподобно – и двух связных слов невозможно было сказать богомольцам-раскольникам на волнующую их тему. «Стародавнюю тропу» он покинул бесповоротно. А подчеркнуто чужие, ни на кого не похожие, «декадентствующие» барин с барынькой всю ночь взахлеб проговорили с «взыскующими града» - и наговориться не могли. Недаром в дневнике Гиппиус так ясно выражено ощущение чуда: «Странный лес, странные холмы, странные люди, странный вечер! Как будто не та земля, на которой стоит Петербург…» Может быть, впервые на этой земле интеллигент и мужик взаимно заинтересовали и хоть в чем-то поняли друг друга. На другой день изба, где остановились приезжие, оказалась битком набитой – «бесконечный спор» продолжался. Зная характер Мережковского и Гиппиус, можно было бы усомниться в том, насколько достоверно описание писательской четы. Однако на этот счет есть любопытное свидетельство Михаила Пришвина, побывавшего на Светлояре несколько лет спустя. Узнав, кто он и откуда, несколько богомольцев попросили – к величайшему его удивлению – «поклониться Мережковскому», поблагодарить: «Журналы высылает, пишет». Значит, память о себе «Мережковские» впрямь оставили прочную. Им самим было хорошо понятно, что до великих свершений еще далеко. Но это могло быть начало пути… Во всяком случае, Гиппиус в своем дневнике резко противопоставляет «культурным людям с их тараканьими интересами» тех, с кем она познакомилась на Светлояре: «Пришли со своими мыслями, со своими книгами, уйдут – целый год будут думать то и там, что унесут отсюда. И без усилий, а просто потому, что для всего их существа это важно. Так их много – и для всех один вопрос: как верить в Бога? Где правда? Как молиться? Решить это, а там уже все будет ясно. Это – исток. Самое главное». Те, кто на озере, пишет Гиппиус, есть часть народа, «обращенная к нам единой точкой, в которой возможно соприкосновение всех живых людей без различия – возможно истинное «слияние». И эта одна точка – все. Исток всего. Жива она – все остальное может приложиться». «Слияния», как известно, не произошло. Писательская чета осталась при своем, светлоярские богомольцы – при своем. Сама поездка Мережковского и Гиппиус на Светлояр не имела сколько-нибудь заметного резонанса. Мережковский выступил с докладом о Китеже на одном из религиозно-философских собраний, упомянул о поездке в книге. Гиппиус опубликовала дневник. Вероятно, эти материалы и личное общение с четой произвели серьезное впечатление на С.Н.Дурылина – в его небольшой, но сильно написанной книге о Китеже развиты вышеприведенные мысли Гиппиус. Вот, пожалуй, и все… Ну, и еще светлоярские раскольники какое-то время получали из Петербурга журналы и письма. Очевидно, иных, более серьезных последствий поездка и не могла иметь – при том образе жизни, который вела писательская чета, при том восприятии мира, которое было для них характерно. Как выяснилось, декадентствующий интеллигент оказался способен добиться взаимопонимания с «взыскующим града» раскольником – но «слиться» с ним воедино он, естественно, не мог. Подобное «слияние» предполагало самоотречение, жертву, отказ от привычного – подвиг. Гиппиус же с Мережковским рождены были не для подвигов. «Путешествие в страну раскольников» так и осталось всего лишь эпизодом в их биографии. А вскоре все разом закончилось… «Живая легенда» Светлояра была обречена на гибель: она ушла в прошлое вместе со старой Россией. Град Китеж навсегда погасил свои огни. И те противоречивые, далекие от ясного понимания происходящего интеллигентские записи, о которых шла речь выше, остались чуть ли не единственным свидетельством удивительных мистерий, разыгрывавшихся на берегах круглого озера у села Владимирского."

Арина Родионовна: НЕ все еще удалось прочесть, слишком отстала. Но за то, что успела – уже спасибо!

Светлана: Композитор Римский-Корсаков написал музыку к опере «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии» на либретто В.И.Бельского. К опере создавали декорации и писали картины известные русские художники: А.М.Васнецов, Н.К.Рерих, К.А.Коровин, М.Нестеров, И.Билибин. Для третьего "Русского сезона" Николай Рерих по просьбе Дягилева исполнил эскиз занавеса к "Сече при Керженце" - симфоническому антракту из третьего действия оперы Н. А. Римского-Корсакова. Эскиз занавеса был решен в виде декоративного панно. Занавес по эскизу Рериха исполнил художник С. П. Яремич. «Несомненно, китежская легенда помогла Рериху в создании полотна «Град осужденный». Он вспоминал о том, как в феврале 1915 года на выставку «Мир искусства» пришел М.Горький. «Он очень хотел иметь мою картину. Из бывших тогда у меня он выбрал не реалистический пейзаж, но именно одну из так называемой «предвоенной серии» - «Город осужденный», именно такую, которая ответила бы прежде всего поэту…» Стоящий на холмах город окружил, свившись кольцом, страшный змей. Он еще не губит города, он выжидает, но город, высокий, белокаменный, уже обречен…» (Ю.Адрианов "Голубое око Светлояр-озера") Еще о Светлояре :) http://www.svetloyar.eu/publishing/docan.htm http://raduga.sandy.ru/kray/svetloyar.html

Лепорелла: http://images.google.ru/imgres?imgurl=http://www.trip-guide.ru/img/313/2245sm.jpg&imgrefurl=http://www.trip-guide.ru/page_313.htm&h=125&w=119&sz=6&hl=ru&start=16&tbnid=ZmDZ7KWn_TjmEM:&tbnh=90&tbnw=86&prev=/images%3Fq%3D%25D0%25A1%25D0%25B2%25D0%25B8%25D1%258F%25D0%25B6%25D1%2581%25D0%25BA%26gbv%3D2%26hl%3Dru%26newwindow%3D1%26sa%3DG http://images.google.ru/imgres?imgurl=http://www.kazan.eparhia.ru/www/fototemple/Kazan/Sviiazhsk/72_35836574074.jpg&imgrefurl=http://www.kazan.eparhia.ru/temples/priories/svijgskiemonzkonstantinaieleni/&h=477&w=864&sz=494&hl=ru&start=1&tbnid=ciEw_5ONloVG1M:&tbnh=80&tbnw=145&prev=/images%3Fq%3D%25D0%25A1%25D0%25B2%25D0%25B8%25D1%258F%25D0%25B6%25D1%2581%25D0%25BA%26gbv%3D2%26hl%3Dru%26newwindow%3D1%26sa%3DG http://images.google.ru/imgres?imgurl=http://www.mmkv.org/img/svi.jpg&imgrefurl=http://www.mmkv.org/expo/expo5.html&h=130&w=223&sz=7&hl=ru&start=16&tbnid=TltTV6AxYN_c4M:&tbnh=62&tbnw=107&prev=/images%3Fq%3D%25D0%259F%25D1%2583%25D1%2588%25D0%25BA%25D0%25B8%25D0%25BD%2B%25D0%25B2%2B%25D0%25A1%25D0%25B2%25D0%25B8%25D1%258F%25D0%25B6%25D1%2581%25D0%25BA%25D0%25B5%26gbv%3D2%26hl%3Dru%26newwindow%3D1%26sa%3DG http://images.google.ru/imgres?imgurl=http://www.tatar.ru/images/i_97.jpg&imgrefurl=http://www.tatar.ru/append91.html&h=213&w=300&sz=27&hl=ru&start=19&tbnid=vt_3FWdDPeMSaM:&tbnh=82&tbnw=116&prev=/images%3Fq%3D%25D0%259F%25D1%2583%25D1%2588%25D0%25BA%25D0%25B8%25D0%25BD%2B%25D0%25B2%2B%25D0%25A1%25D0%25B2%25D0%25B8%25D1%258F%25D0%25B6%25D1%2581%25D0%25BA%25D0%25B5%26start%3D18%26gbv%3D2%26ndsp%3D18%26hl%3Dru%26newwindow%3D1%26sa%3DN «Когда Пушкин увидел город Свияжск, он пришел в неописуемый восторг. Оказалось, поэт именно так и представлял себе сказочный город на острове Буяне.»

Светлана: Спасибо! Очень живописный остров! Я, к сожалению, никогда там не была... А Пушкин, наверное, увидел его во время своего оренбургского путешествия (в 1833 г.)?..

Лепорелла: «...Переправа Пугачева произвела общее смятение. Вся западная сторона Волги восстала и передалась самозванцу. Господские крестьяне взбунтовались; иноверцы и новокрещеные стали убивать русских священников. Воеводы бежали из городов, дворяне из поместий; чернь ловила тех и других, и отовсюду приводила к Пугачеву. Пугачев объявил народу вольность, истребление дворянского рода, отпущение повинностей и безденежную раздачу соли. Он пошел на Цывильск, ограбил город, повесил воеводу, и разделив шайку свою на две части, послал одну по Нижегородской дороге, а другую по Алатырской, и пресек таким образом сообщение Нижнего с Казанью. Нижегородский губернатор, генерал-поручик Ступишин, писал к князю Волконскому, что участь Казани ожидает и Нижний, и что он не отвечает и за Москву. Все отряды, находившиеся в губерниях Казанской и Оренбургской, пришли в движение и устремлены были против Пугачева. Щербатов из Бугульмы, а князь Голицын из Мензелинска поспешили в Казань; Меллин переправился через Волгу, и 19 июля выступил из Свияжска; Мансуров из Яицкого городка двинулся к Сызрани; Муфель пошел к Симбирску; Михельсон из Чебоксаров устремился к Арзамасу, дабы пресечь Пугачеву дорогу к Москве... » http://images.google.ru/imgres?imgurl=http://next.feb-web.ru/feb/pushkin/pictures/Y09-158.jpg&imgrefurl=http://next.feb-web.ru/feb/pushkin/texts/push17/vol09/b01/y092003-.htm&h=488&w=650&sz=230&hl=ru&start=7&tbnid=L0vBed9FfSxNWM:&tbnh=103&tbnw=137&prev=/images%3Fq%3D%25D0%259F%25D1%2583%25D1%2588%25D0%25BA%25D0%25B8%25D0%25BD%2B%25D0%25B2%2B%25D0%25A1%25D0%25B2%25D0%25B8%25D1%258F%25D0%25B6%25D1%2581%25D0%25BA%25D0%25B5%26gbv%3D2%26hl%3Dru%26newwindow%3D1%26sa%3DG

Лепорелла: http://galo.admlr.lipetsk.ru/Pages/kalendar2007/7_Gukovskii.htm --- http://old.russ.ru/krug/20030312_zhuk.html http://www.cathedral.ru/journal/ivanova --- http://www.tsu.ru/webdesign/tsu/Library.nsf/designobjects/vestnik267/$file/zhukovsky.html

Светлана: Лепорелла, спасибо за Жуковского! Я внезапно "вспомнила", ведь Жуковский с наследником был и в Нижнем!.. :) В "Записках краеведов" читала об этом статью Д.И.Белкина, сейчас на руках книги нет - брала ее в библиотеке, но кое-что из нее тогда "выписывала". Вот, если Вам интересно, эта статья (с моими "сокращениями" :)). Д.И.Белкин Поэт В.А.Жуковский в Нижнем Новгороде. "Весной 1837 года, когда мысль, что «Пушкина нет», еще не вошла в его сознание, В.А.Жуковский получает распоряжение сопровождать наследника-цесаревича в его многомесячном путешествии по России. По приказу отца, императора Николая, 19-летнему наследнику престола, только что закончившему основной курс обучения наукам, предстояло проехать около 12 тысяч верст и обозреть империю до Урала и Сибири на востоке, до Смоленска на западе и Елисаветграда на юге. Маршрут этот был столь пространный, что пришлось печатать его описание в военной типографии на 29 страницах как для памяти путешествующим, так и для руководства местным властям. 3 мая 1837 года в 6 часов пополудни растянувшийся почти на полверсты поезд, насчитывавший 11 экипажей при 37 лошадях, тронулся в далекий путь. В.А.Жуковский ехал в отведенной ему коляске… О чем думал Жуковский, можно только предполагать; однако с кем встречался, что увидел за это время, что делал поэт – узнать можно. Василий Андреевич вел в дороге дневник не столько по распоряжению Николая 1, сколько по давней писательской привычке вести путевые записки. В план «царского посольства» по России входило также посещение ряда городов Поволжья. Жуковский спешно зарисовывал в свой альбом поражавшие красотой волжские пейзажи. Потом он будет уверять, что путешествие сделало его рисовальщиком. К тому времени, как «царское посольство» направилось в Нижний Новгород, позади оставались такие города, как Вятка, Воткинск, такие края, как Урал и Сибирь. Здесь, в Тюмени, но особенно в Кургане, произошла в церкви у обедни не предвиденная инструкцией безмолвная встреча наследника-цесаревича и его воспитателя с осужденными декабристами, несколько облегчившая судьбы некоторым из них. Довелось посетить летом и многие волжские города: Саратов, Хвалынск, Симбирск, Казань. Наследник-цесаревич спешил в наш город через Владимир, Ковров, Вязники, Гороховец. Ни погода, ни дорога ни благоприятствовали знатным путешественникам. 12 августа 1837 года в 5 утра сильно утомленные добрались в заречную часть Нижнего Новгорода, Александровскую слободу, как ее тогда именовали. Их ждали и в этот час. Погода, однако, не собиралась исправляться. «В Нижнем дождь также не переставал и день и ночь досаждать нам». Как и везде, в первой половине дня высокие гости приступили к знакомству с городом, его достопримечательностями. Начали с ярмарки. Большое впечатление произвели здесь, по записи Жуковского, «железный и мучной ряд».Побывали и в «главной конторе» - Главном торговом доме. «… гармония пропорций, скульптурное убранство фасадов, удобство пользования помещениями и прилегающей территорией ставили Главный дом в ряд лучших построек города периода позднего классицизма». Именно здесь и была отведена квартира наследнику и членам его свиты. Жуковский внимательно осматривал постройки, возведенные на знаменитом всероссийском торжище. Многое здесь возбуждало его интерес, звало к размышлениям. Это и подковообразный канал, позволявший соблюдать чистоту на ярмарочной площади; это и разместившиеся рядом «церкви русская, армянская и мечеть». С нескрываемым любопытством и восхищением оглядывали гости большой наплавной мост «Через Оку и через рукав», который нижегородцы наводили к началу лета и разбирали глубокой осенью, накануне ледостава. В первой половине дня Жуковский присутствует на традиционном представлении губернского начальства наследнику-цесаревичу. Будущему императору Александру 11 представлены были, помимо губернатора, вице-губернатор… и т.д. Небезынтересно, что в числе представленных высокому гостю нижегородским губернатором М.П.Бутурлиным был композитор и музыкальный критик Александр Дмитриевич Улыбышев – единственный нечиновный. Вполне допустимо, что композитор мог расспрашивать Жуковского, с которым давно был знаком, о последних часах Пушкина. Когда-то в 1818 и 1819 годах, оба они посещали заседания «Зеленой лампы», оба интересовались судьбой Моцарта. Жуковский, закончивший накануне путешествия разбор пушкинских бумаг, имел все основания сообщить собеседнику, что встретил среди рисунков гениального поэта зарисовку Улыбышева в роли председательствующего. После весьма непродолжительного знакомства с нижегородскими чиновниками в здании Главного дома великий князь в сопровождении свиты и местных властей направился в недавно отстроенный Спасо-Преображенский собор. Зная, что в подвале собора захоронены останки нижегородских князей – Константина Васильевича, Дмитрия Константиновича, Андрея Константиновича и Василия Дмитриевича Кирдяпы, предков дома Романовых, - высокие гости, предводительствуемые преосвященным Иоанном Доброзраковым, спустились в подцерковье. Здесь в сводчатом склепе, освещенном свечами и лампадами, вошедшие беззвучно читали имена захороненных, обозначенные над нишами славянскими буквами. Затем осмотрели мраморную гробницу Минина с бронзовыми украшениями, сооруженными на средства Якова Самарина, его земляка, крестьянина из Катунок. Выйдя из Спасо-Преображенского собора, наследник в сопровождении свиты и чиновников терпеливо взглянул на обелиск «незабвенному избавителю Отечества». К удивлению нижегородского начальства, поэт Жуковский дольше, чем его царственный воспитанник, продолжал любоваться «видом с горы», слиянием вод Оки и Волги… Из всего сказанного и осмотренного наибольшее впечатление на Жуковского произвела Рождественская церковь, построенная в 1719 году Г.Д.Строгановым. Поскольку после приездов в 1834 и 1836 годах в Нижний Новгород императора Николая 1 все строительство в городе повелось под строгим надзором центральной власти, то проверка того, что сделано, вошла в задание наследника-цесаревича на дни пребывания в Нижнем. К примеру, он был ознакомлен с ходом благоустройства верхней и нижней набережных, с дорожными работами на Похвалинском, Зеленском, Георгиевском и Печерском съездах или «спусках». Вечером отправились на вечер в Дворянское собрание. "Общество здесь и небольшое, и ничем особым себя не отличающее. Удивительно, что даже и ярмарочный съезд не сделал его блистательным. Зала дворянства небольшая, но очень хороша; в ней каждую неделю зимой собираются потанцевать, но, говорят, собирающихся немного; у губернатора же раза два в зиму, вот все об увеселениях в Нижнем вообще, и теперь, при нас, и сказать более нечего." И хотя погода 13 августа менялась – то дождь, то ведро, высокие гости постарались посетить и местную гимназию. Судя по упоминанию поэта, какие-то сведения о ней мог дать почетный смотритель училищ Н.В.Шереметев. Полагаем, что речь шла о социальном составе гимназистов: абсолютное большинство из них были дети разночинцев. Василию Андреевичу, разменявшему шестой десяток лет, утомительно было постоянно присутствовать на официальных приемах. Он уставал от путешествия, которое требовало от него, образно говоря, быть застегнутым на все пуговицы фрака. Поэтическое вдохновение почти не посещало его, превалировало желание рисовать, заносить на бумагу прекрасные российские пейзажи. Так было и в Нижнем. Для высоких гостей 13 августа была подготовлена в Кремле выставка картин «Арзамасской школы». Поэт не прошел равнодушно мимо картин местных живописцев. Упоминание об арзамасских мастерах и мастерицах и ранее встречается в путевом дневнике. Еще в мае, когда наследник осматривал в Суздале, в Спасо-Евфимьевском монастыре, «место погребения Пожарских», поэт обратил внимание на несколько больших четырехугольных тканых полотен с изображением тела Христа в гробу. Сопровождавшие монахи уточнили, что понравившиеся ему «плащаницы арзамасской работы». Дальнейший путь прошел по высокому берегу Оки, проехали они по селу Богородицкому, принадлежащему предводителю местного дворянства генералу С.В.Шереметеву. Останавливались у Островозерского монастыря в Ворсме; в Павлове осматривали специально выставленные «железные изделия, замки и ножи», удивлялись, что в этом селе действуют семь церквей. Ночевал Василий Андреевич уже в старинном городе Муроме, у купца Мяздрикова, в одной горнице с Иосифом Виельгорским. И оба чуть не проспали выезд великого князя… Путь «царского посольства» лежал теперь в Рязань, в Тулу, а затем в Крым." В статье еще был приведен рисунок Жуковского, изображающий Нижний Новгород, к сожалению, у меня его нет, осталось только "описание" :) "Несколько слов о рисунке Жуковского. Перед нами Дятловы Горы, дома нижегородцев в зелени садов, силуэты церквей и соборов. Многочисленные барки с высокими мачтами и свернутыми парусами у берега передают динамику большого города." Вообще, интересно было бы почитать дневник самого Жуковского с его "путевыми заметками"... :)

Лепорелла: вот именно: почитать бы Дневники Жуковского «Из всего сказанного и осмотренного наибольшее впечатление на Жуковского произвела Рождественская церковь, построенная в 1719 году Г.Д.Строгановым.» - спасибо



полная версия страницы